Явление роскоши в Европе бурно развивалось в течение нескольких веков с момента окончания эпохи Средневековья и к концу 18 века достигло своего апогея.
В 15 веке роскошь проявлялась в праздниках, балаганных представлениях, приемах и торжественных шествиях. Образ жизни итальянской аристократии перенимают французские короли, которым нередко удается во многом перещеголять соседа. Наряду с такой «непродуктивной» роскошью, приводящей только к тратам огромных сумм денег, начинает формироваться «продуктивная» роскошь. Это происходит во многом благодаря женскому полу и особенно фавориткам короля. В период с 1200 по 1800 годы именно благодаря женщинам образ жизни в роскоши претерпел серьезные изменения. Налицо тенденция «одомашнивания», переход от роскоши, которая выражалась в турнирах, праздничных шествиях к «домашней» роскоши, которая более соответствовала интересам и потребностям женщин, будь то законная жена или фаворитка короля.
В 15 и 16 веках в Италии развивается искусство приготовления пищи, возникает понятие деликатесов и роскоши в еде. Роскошное жилье берет свое начало тоже в Италии 15 и 16 веков — дома известных куртизанок становились в то время идеалом оформления жилища вообще. К примеру, во время господствования стиля барокко важным предметом богатства и роскоши в доме считались зеркала. Кровать в то время тоже приобрела статус ценнейшего предмета обстановки. Каждый состоятельный мужчина строил для своей возлюбленной небольшой дворец или роскошную городскую квартиру.
В 18 веке самым дорогим предметом роскоши стала мебель. В среднем нужно было менять обстановку в доме каждые 6 лет, чтобы успеть насладится всем новым и красивым. И уже в конце 18 века в больших городах тенденция к роскоши в обстановке частного жилья распространилась и на общественные здания — театры, мюзик-холы, изменился внешний вид магазинов, торгующих деликатесными товарами. В это же время изготовление предметов роскоши отделяется от простого ремесла. Многие экономисты уверены, что роскошь внесла большой вклад в развитие капитализма.
Как же определить роскошь? Что это такое? Венер Сомбат — экономист и социолог, занимающийся изучением этого вопроса, определил роскошь, как то, что выходит за рамки необходимого. Но что такое необходимое? То, что может считаться необходимым в американском или итальянском обществе может вполне попадать в понятие роскоши в индийском обществе. Помните знаменитую фразу из «Золотого теленка» — автомобиль не роскошь, а средство передвижения? Ильф и Петров как в воду глядели — сегодня, для нас это действительно средство передвижения. То есть для определения роскоши нужно учитывать и географический, и временной фактор. Кроме того, роскошь стоит рассматривать в количественном и качественном измерениях. В количественном измерении — это расточительное расходование, в качественном — потребление товаров улучшенного качества.
Конечно, для любого человека предметы первой необходимости имеют первостепенное значение по отношению к предметам роскоши. Интерес к последним возникает только тогда, когда уже удовлетворены основные потребности. Но и сегодня, как и когда-то, «основные потребности» очень субъективная штука и сильно зависит от страны проживания. К примеру, в США и в Европе жилье для бедных с ванной и туалетом — само собой разумеющееся, но для миллиарда других людей на планете из других стран — это недостижимая роскошь.
В 21 веке отношение к роскоши в мире сильно изменилось. Сегодня уже можно смело говорить о существовании таких понятий как «старая роскошь» и «новая роскошь». Старая роскошь — сегодня понимается как излишество, избыточное потребление, избыточное использование дорогих материалов, это что-то вроде унитаза из золота. Новая роскошь подразумевает рациональное использование материалов, тяготеет к техническим решениям, к превосходству знаний. Старая роскошь растрачивает средства и часто наносит вред, новая роскошь открывает возможности сохранения и улучшения. В развитых странах у обеспеченных элит появились новые правила для правильного обращения с деньгами, и новое понимание того, что роскошно, а что нет.
- Тратятся большие суммы на предметы, удовлетворяющие основные потребности, а не на предметы, демонстрирующие превосходство. Потратить большие деньги на ванную комнату, на вместительную душевую кабину, отделанную натуральным камнем, на просторную дизайнерскую кухню, оснащенную по последнему слову — это нормально, это то, чем будешь пользоваться ты и твоя семья каждый день! А вот купить дорогущую плазменную панель — не дотягивает до понимания новой роскоши.
- Тратятся огромные деньги на вещи профессионального качества.Новая роскошь оценивается не по стоимости приобретенных драгоценностей, а по умению приобретать вещи, произведенные по сложной и трудоемкой технологии.
- Новая роскошь требует быть безукоризненным в мелочах. Если кран на кухню — то лучший кран для мытья посуды. Если кресло — то образец удобства и икона дизайна одновременно.
- Тратятся деньги на вещи, в которых проявлено естественное несовершенство. Мебель с проявленной первозданной фактурой дерева, полы — имеющие вид бывших в употреблении (для этого специально нанимают столяра или используют соответствующие технологии), фланелевые, а не шелковые рубашки, натуральные фруктовые соки с мякотью.
- Тратятся деньги на вещи с налетом скромности, не кричащие о своей цене. Ничто не пользуется у почитателей новой роскоши такой дурной славой, как участие в борьбе за более высокое положение в обществе при помощи демонстрации собственного богатства.
- Тратятся большие деньги на вещи, которые раньше стоили дешево, но теперь стоят дорого. Особенно это относится к натуральным продуктам питания — особое мясо, особые овощи, дикая рыба.
- Это правило касается того, как покупают в понимании новой роскоши.
Сам процесс покупки — очень важен. Важно, чтобы компания, которая, к примеру, продает твидовые пиджаки, была экспертом в этом вопросе, чтобы специалисты этой компании могли сказать несколько слов и о выдающемся качестве шерсти овцы, и о том, как и кем шьются данные пиджаки. Компания-эксперт должна предоставить не только самые необходимые сведения о товаре , но и уметь провести культурные , социальные и философские параллели.
Работают ли сегодня правила новой роскоши в Украине или мы еще живем по правилам старой роскоши? Понятно, что для того, чтобы такое явление, как роскошь, вообще могло развиваться в обществе, необходимо выполнение некоторых условий: должен существовать слой богатых людей, и должна быть возможность свободного выбора в жизни. Эти условия начали формироваться в Украине после распада Советского Союза (нельзя сказать, что богатых людей в Совке не было, но вот свободного выбора в жизни не было точно).
Вспоминая 90-е и первых «новых украинских» можно констатировать , что все их приобретения должны были не просто говорить , они должны были кричать о благосостоянии этих людей. Избыточное потребление, тяга к обилию золота, к накоплению предметов престижа, за счет которых можно было показать свое превосходство над остальными — это было правилом жизни, правилом, относящимся к старой роскоши. Много ли изменилось за 25 лет? Не могу сказать, что много. Мы все помним телевизионные репортажи из поместья Януковича и Пшонки. Людей, относящихся к роскоши по старому, в Украине по-прежнему много. Многие по-прежнему считают, что роскошно приобретать бриллианты, виллы, туфли из страусиной кожи и меха, а не здоровые, но дорогие продукты питания, самое современное оборудование для кухни, или любые другие предметы, произведенные по сложной технологии, которые несут в себе серьезный интеллектуальный и художественный потенциал (к примеру, дизайн).
Многие, но конечно не все. Это радует. Я очень надеюсь, что и 7-е, последнее правило новой роскоши, тоже заработает в Украине.
Собираясь приобрести предметы роскоши, ну, к примеру, сумку от известного кутюрье или дизайнерскую мебель, стоит еще и еще раз подумать, а действительно ли Вам нужны предметы роскоши? Готовы ли Вы к обладанию ими? Если Вы их ищете на черном рынке или у серых дилеров, чтобы заплатить за них цену ниже рыночной, вряд ли Вы готовы к обладанию этими вещами. Лучше купить просто прочную и элегантную сумку или качественное и удобное кресло. Покупка предметов роскоши, в идеологии новой роскоши, должна доставлять Вам не меньшее удовольствие, чем пользование самими предметами.
Как правило, люди, готовые к потреблению новой роскоши, не ищут ее в сомнительных торговых точках. А ВЫ?