T (044) 235 94 95
Поиск
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
05.07.2020
Интервью Александрины Лукач (Intemporary Design Studio) бренду DAVIS CASA. Часть 1

Интерьер, сделанный декоратором, наиболее приближен к личности. Когда люди попадают в такой интерьер, они сразу чувствуют это.

А. Л. — Александрина ЛукачШефдизайнер Intemporary Design Studio.

Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.

Ф. Е. Александрина, ты начала работать декоратором больше 15 лет назад. По первому образованию ты – медик. В какой момент поняла, что твое призвание – это не медицина, а дизайн?

А. Л. Мои студенческие годы в мединституте пришлись на период после развала Советского Союза. Не было ни денег, ни работы. Я пыталась куда-то устроиться по медицинскому профилю, но до 3 курса нас никуда не брали официально, разве что санитарками. Я ходила на дежурства бесплатно, а деньги иногда удавалось заработать тем, что связано с творчеством – знакомые просили меня подобрать шторы, подарки или что-то сшить. Подружки же обращались, когда им надо было помочь одеться на какое-нибудь мероприятие – я была для них кем-то вроде стилиста. Правда, оплата была очень смешная: губная помада, брасматик, абонемент куда-то (смеется).

Мне нравилось учиться, я хотела стать профессором медицины или, как минимум, доцентом. Мечтала сделать какое-то открытие и спасти людей от всех болезней. Но когда закончила институт и распределилась в отделение микрохирургии глаза, медицина переживала самые сложные времена: у людей не было денег на простейшие медикаменты. И так получалось, что половину своей зарплаты я каждый раз относила обратно в больницу – на покупку лекарств тем, кто в них особо нуждался. В то же время надо было как-то поддерживать свою семью… Иногда через приятелей ко мне обращались состоятельные дамы, чтобы я помогала им в создании или обновлении гардероба. Я, конечно, соглашалась. Так прошло года два или три, за это время у меня появился новый круг знакомых – моих заказчиц. Я знала все модные магазины города, стала ездить за вещами в Словакию и Венгрию. Почти все выходные проводила на Сенном рынке и что-то там выискивала. Тогда же в Москве стали выпускать журнал «Мезонин», из него я узнала о профессии декоратора. Одна подруга пришла ко мне домой, полистала этот журнал и сказала, мол, да ты же настоящий декоратор! И я поверила ей на слово (смеется).

Дальше в моей судьбе случился резкий поворот: я была в декретном отпуске со вторым ребенком, когда вдруг мне предложили оформить большую квартиру для одного из самых высокопоставленных чиновников того времени. На объекте работали специалисты из архитектурного бюро, но заказчица не могла найти с ними общий язык в том, что касается эстетики. И через общих знакомых она случайно узнала обо мне. Скажу честно, это был единственный раз в моей жизни, когда деньги решали все. Мы с мужем были молодыми, была куча планов, но финансово мы жили очень скромно. Это была интересная работа, хотя я не была уверена в себе и очень переживала. Но все закончилось благополучно.

 Ф. Е. Это был твой первый профессиональный опыт?

 А. Л. Да, первые серьезные деньги, которые я заработала как декоратор. Это было в августе, а в сентябре я уже начала учиться на искусствоведа. Я хотела получить профильное образование, но учиться на архитектора на очном отделении у меня не было возможности, профессии «дизайнер интерьера» тогда вообще не существовало, а искусствоведение было на заочном отделении, которое я через четыре года успешно закончила.

Ф. Е. Алекс, что дает в твоей нынешней профессии искусствоведческое образование? Сегодня многие дизайнеры и декораторы вообще не имеют высшего образования, просто заканчивают курсы.

А. Л. Я за то, чтобы люди заканчивали университет и получали академическое образование. У меня два академических образования, и в профессии помогают оба. И как медик, и как искусствовед я имею системный взгляд на любой предмет. И к созданию интерьера я подхожу точно также – системно. Мои преподаватели (а мне повезло учиться у профи!) всегда говорили: чтобы составить мнение о чем либо, сначала следует собрать информацию, скрупулезно ее систематизировать, и только после этого делать выводы. Так же и с интерьером. Его создание  – это многоэтапный процесс, который зависит не от трендов, а от личности заказчика, его истории, опыта и еще кучи факторов.

Ф. Е. Правильно ли я понимаю, что образование дало тебе методологию, подход?

А. Л. Да, я говорю именно об этом! Моя первая официальная работа в качестве декоратора была в Костеле Святого Александра. Здание долгое время являлось городским планетарием и нуждалась в масштабной реставрации. То, что мы можем увидеть сейчас, это уже вторая реставрация, которая совершенно не соответствует архивным данным. Но восемь лет назад все было сделано в неоклассическом стиле, в соответствии с архивными данными – белый храм с лепниной и витражами, но без росписей. Требовалась серьезная исследовательская работа, я боролась за то, чтобы это здание возродилось в своем первозданном виде, и настоятель меня поддерживал. Это культура, которую привил искусствоведческий факультет, и которая осталась со мной на всю жизнь: четкое следование историческому контексту и техническому заданию.

Ф. Е. Давай поговорим о триаде, которая существует в нашем бизнесе – архитектор, дизайнер, декоратор. Работа архитектора требует многих специальных технических знаний. Декоратор работает с готовым архитектурным объектом, пытаясь создать для заказчика детализированную среду обитания, в которой ему будет комфортно. Дизайнер занимает как бы промежуточное положение. Говоря иначе, архитектор – это пространство, дизайнер – это функционал, а декоратор – красота в деталях. Если говорить о твоей личной специализации, кто ты больше – дизайнер или декоратор? И чем, с твоей точки зрения, отличаются подходы в создании интерьера у дизайнера и декоратора.

А. Л. Все три профессии очень важны. В школе я училась в физмат классе, поэтому хорошо понимаю как законы физики, так и абстрактные понятия, у меня прекрасно развито пространственное мышление. Все это дает мне огромное удовольствие работать с архитектурой, но окончательный подход к созданию объекта у меня декораторский.

Когда я формировалась в профессии, была ориентирована на московскую школу «Детали». Сейчас она не так популярна, а 10-15 лет назад была в пятерке лучших декораторских школ мира. Я отслеживала работы преподавателей и выпускников, регулярно читала журналы, которые поддерживали эту школу. Все это влияло на мое отношение, мое видение. Кроме того, 13 лет назад я впервые попала на выставку Maison&Objet, она меня поразила. И потом я ездила туда каждый год, ходила с блокнотом и зарисовывала все интересные решения, пыталась все зафиксировать в памяти. Я следила за работой всех известных декораторов. Их искусство – это то, что меня действительно трогало и вдохновляло.

Ф. Е. Я понимаю, о чем ты говоришь, но все-таки о подходе. Чем подход к созданию интерьера у декоратора отличается от подхода дизайнера?

 А. Л. Это тонкая и часто условная грань. Ведь и дизайнер интерьера, и декоратор – оба работают с личными потребностями и предпочтениями заказчика. Но декоратор, на мой взгляд, больше отвечает за эмоции и за чувственность интерьера. Мы обсуждали это с коллегами и решили, что декораторский интерьер наиболее приближен к личности. Когда люди попадают в интерьер, созданный декоратором, они чувствуют это.

Ф. Е. Овеществленный портрет клиента!

А. Л. Точно, декораторский интерьер – это словно костюм, сшитый у высококлассного портного по индивидуальным меркам!

Ф. Е. Мне кажется, это очень хорошее объяснение. А скажи, как воспринимают твою работу коллеги? И чье мнение тебе особо интересно?

А. Л. Сложный вопрос. Со стороны коллег я чувствую уважительное отношение, пусть даже они работают в совершенно другой стилистике. Бывает показываю свою работу и слышу: «Я бы, наверное, в этом не жил, но сделано классно». Есть много людей, мнение которых мне интересно. Я всегда с удовольствием показываю свои работы Кате Васильевой, хотя мы очень разные, ее отличает архитекторский, очень рациональный подход, но мы всегда находим общий язык. Еще могу назвать Олю Фрадину, Наташу Егорову, Юру Зименко. Настя Ординанс – она архитектор, но очень восприимчивая и искренняя. Мне и твое мнение интересно, потому ты понимаешь современный дизайн, и ты вне профессии, смотришь как бы со стороны.

Ф. Е. Что ты считаешь особенно ценным для профессионализма декоратора? Чем отличается хороший декоратор?

А. Л. Эта профессия гораздо более емкая, чем то представление, которое о ней сегодня часто встречается. Многие думают, что декоратор – это человек, который только раскладывает вазочки, аксессуары в готовом объекте или подбирает текстиль и предметы искусства. Конечно, так бывает, что декоратора приглашают в готовое пространство, где уже по каким-то причинам невозможны радикальные перемены, строительные работы и перепланировка. Тогда в ход идут текстиль, свет, краски, фактуры, арт-объекты предметы мебели и все то, с помощью чего декоратор  создает образ, смысл и персональное содержание пространства. Когда же объект находится на начальных этапах строительных работ, то декоратор по совместительству еще и дизайнер интерьера. Просто у него в этом случае есть  намного больше возможностей реализовать свои идеи и самое главное конечное видение – максимально проработанный портрет образа жизни заказчика, со всеми деталями.
На мой взгляд знания и навыки в декораторской профессии лежат далеко за пределами субъективного «нравится-не нравится». Профессионализм декоратора складывается из множества знаний и опытов. А для этого нужен и высокий общий уровень знаний,  отличное пространственное мышление, безупречный вкус  и художественное чутье, глубокие профессиональные знания в истории искусства, основах рисования, композиции, колористике, декоративно-прикладном искусстве, флористике и текстильном оформлении. Также декоратор просто обязан хорошо разбираться в антиквариате, винтаже, а сегодня уже и в коллекционном дизайне. А еще он должен обладать даром психолога, глубокой эмпатией к потребностям и запросам заказчика, и конечно высоким уровнем ответственности за бюджет и созданный результат.

Я категорически против, чтобы словом декоратор или дизайнер интерьера называли каждого, кто после удачного, по его мнению, личного опыта оформления собственного жилья продает свои услуги по оформлению интерьера. За всем должен стоять опыт, знания, каждодневные штудии, да и правило десяти тысяч часов никто не отменял!

Продолжение следует…

    Связь с нами





    работаем над объектами

    по всей Украине

    салон davis casa

    г. Киев, ул. Владимирская, 38 тел.: (044) 235 94 95, 494 27 22, 235 55 02, (050) 481 05 89, (050) 452 44 25

    daviscasa.kiev@gmail.com
    салон davis casa

    г. Днепр, пр. А . Поля, 72 тел.: (0562) 36 10 04, (050) 362 69 40, (050) 481 83 93

    s-studio@daviscasa.ua