Анна Пахомова и Олег Азовский о том, что окрыляет в профессии, об архитектуре, дизайне, дружбе и мечтах.
А. П. — Анна Пахомова — Главный дизайнер и сооснователь дизайн-студии Azovskiy + Pahomova.
О. А. — Олег Азовский — Главный архитектор и сооснователь дизайн-студии Azovskiy + Pahomova.
Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Е. Олег и Аня, рада приветствовать. Вашей архитектурной мастерской 10 лет, это семейный бизнес. Что возникло раньше — семья или бизнес?
А. П. Это случилось почти одновременно, но сначала все же возникла семья. Мы работали в разных мастерских, а потом вместе ушли на вольные хлеба. Я хорошо помню тот момент — ощущение авантюры, риска и свободы.
Ф. Е. Как вы разделили обязанности и ответственность?
А. П. Сразу, и очень четко. Мы изначально понимали, что Олег будет заниматься архитектурными решениями, а я — интерьерными. Был период, когда большинство заказов было по интерьерам, но сейчас мы больше занимаемся архитектурой. Мы еще не афишировали это направление в публикациях, но вскоре собираемся презентовать наши работы.
О. А. Я бы хотел добавить, что над каждым объектом мы работаем вдвоем, просто один является ведущим, а другой — ведомым. Стройка — это моя ответственность, интерьеры — Анина. В любом случае мы постоянно находимся в коллаборации.
Ф. Е. Вы оба являетесь серьезными профессионалами, и мало верится в то, что мнение у вас всегда совпадает.
А. П. Нет, конечно, так не бывает. Но каждый из нас силен в своей сфере, и опыт научил меня доверять мнению Олега, когда речь идет об архитектуре. У меня просто нет такого глобального видения, какое есть у него.
Ф. Е. Понятно, а в том, что касается дизайна? Олег, если вы с Аней расходитесь во мнении, последнее слово остается за ней?
О. А. Думаю, да. Но и в архитектурных проектах я часто прошу Аню посмотреть планировки, мы дополняем друг друга, наверное, в этом секрет нашего успеха.
Ф. Е. То есть вы советуетесь по всем вопросам, и всегда принимаете советы друг друга?
А. П. Я принимаю не всегда, просто потому что я такого склада человек.
Ф. Е. Хорошо, об этом мы еще поговорим, как личные качества влияют на бизнес. Сейчас хочу спросить: как вы думаете, что первично — архитектура или дизайн?
А. П. Мне кажется, главное — целостность. Нельзя делить объект на внешнюю и внутреннюю часть, тем более, нельзя противопоставлять их друг другу, это должно быть одним целым, единым организмом. По крайней мере, я всегда стараюсь придерживаться этого принципа в своей работе.
О. А. Я бы не разделял архитектуру и дизайн, и еще, я думаю, очень важно, чтобы клиент по-настоящему загорелся идеей создания чего-то, чего не существовало раньше. Залог успеха в том, чтобы заказчик тоже вкладывал свою энергию в проект.
Ф. Е. Конечно, но мы же знаем, что бывают разные ситуации. Это большая удача для мастерской — сделать проект от начала и до конца. Но очень часто приходится делать только внутренний дизайн или переделывать чью-то архитектуру. Существует мнение, что плохую архитектуру никаким дизайном не исправишь. Вы с этим согласны?
О. А. Ну, можно завить плющом (смеется).
Ф. Е. Точно, плющ — наше все (смеется). Но при всем моем уважении к дизайнерам, я все-таки думаю, что архитектура — это базовая вещь, от которой зависит вся дальнейшая судьба объекта.
А. П. Нам часто встречаются ситуации, когда необходимо реанимировать ужасную архитектуру, не спроектированные здания, а построенные стихийно. Это высший пилотаж — сделать такой объект цельным, чтобы внешняя часть гармонировала с внутренней, это очень сложно. Все архитекторы знают, что реконструкция — это особый вид работы. В то же время привлекательно, но сложно делать что-то с чистого листа, когда нет никаких ограничений, потому что тогда открывается слишком много вариантов, трудно принять окончательное решение.
Ф. Е. Понимаю, но я думаю, что в этом случае очень важно общаться с заказчиком, чтобы понять его настоящие потребности.
О. А. Конечно, ведь мы делаем объекты не для себя, а для клиентов. Если мне не нравится вариант заказчика, я объясняю, как сделать лучше или правильнее, но окончательное решение все равно остается за ним. И затем, если я взялся за выполнение проекта, необходимо обыграть его идею таким образом, чтобы не потерять свое профессиональное лицо, чтобы результат получился классным.
Ф. Е. Здесь, как и в жизни вообще, постоянный поиск компромисса. А скажите, бывали неприятные ситуации или, может, спорные решения в самом начале общения с заказчиком? Как вы определяете для себя: брать или не брать заказ?
А. П. Олег видит это сразу, а я такой отчаянный боец, который всегда готов рисковать. Или как собака, которая, если уж укусила, не может отпустить добычу, держусь за нее мертвой хваткой (смеется). Но все равно есть некое чутье, которое приходит с опытом.
Ф. Е. Олег, а ты действуешь интуитивно?
О. А. Бывает бесконечное хождение по кругу, с уточнением деталей и переделками. Иногда ты, казалось бы, выдаешь абсолют, заказчик соглашается — мол, да, круто! Но проходит неделя, и он говорит: “Знаете, я не смогу в этом жить, мне нужно что-нибудь попроще, ближе к народу”. Я не знаю, как с этим бороться, жаль потраченного времени, ведь это большая работа.
Ф. Е. Сочувствую… Давайте резюмируем первый блок интервью. Вас уже нельзя назвать “молодой командой”, вашему семейному бизнесу 10 лет, и у вас сложился замечательный тандем.
Двигаемся дальше.
У вас очень эстетский сайт в интернете, с минимумом информации, и только на английском языке. Вы позиционируете себя как создатели жилых пространств и придерживаетесь очень сдержанного, я бы сказала, западного подхода в маркетинге.
А. П. Да, мы нишевая компания, мы считаем, что наши работы должны говорить сами за себя. У нас небольшая архитектурная мастерская полного цикла, которая выдает очень качественный результат по тем проектам, которые являются для нас профильными. Мы никогда не будем браться за все подряд. Мы представлены в соцсетях, но наша реклама — в большей степени это “сарафанное радио”, от клиента к клиенту.
Ф. Е. Знаете, вы не единичная компания, которая ведет такую политику. Я общаюсь с разными архитекторами, когда беру интервью в рамках этого проекта, и очень многие говорят: “Мы не хотим хайпа, нам не нужна громкая реклама, мы не хотим работать на конвейере и делать 50 проектов одновременно. У нас есть свой заказчик, и есть уровень, ниже которого мы не собираемся опускаться”. Мастерские, которые выработали собственную формулу бизнеса, зачастую даже сокращают штат, одновременно повышая качество сотрудников. К сожалению, не все могут себе позволить заниматься исключительно творчеством, но я считаю, что это прекрасный подход.
Давайте теперь поговорим о социальном статусе, о профессиональной среде. Как, по вашим ощущениям, воспринимают вашу мастерскую ваши клиенты, коллеги? И вторая часть вопроса: какие архитектурные мастерские в Украине вы считаете близкими по духу, и почему?
А. П. Мне бывает интересно смотреть чьи-то работы, но я понимаю, что у нас совершенно разный подход.
О. А. Мне нравится знакомиться с людьми на профессиональных мероприятиях, причем в первую очередь обращаешь внимание на человеческие качества, и уже потом — на работы. Например, в последней поездке мы познакомились с Виталиком Косинцом, это киевский дизайнер интерьеров.
А. П. Да, мы были просто в восторге и от общения, и от того, что он делает. Недавно он сделал дом № 10 на Подоле — чудесный проект, очень талантливо!
О. А. Еще Алексей Венедиктов — очень хорошие работы, дальновидные, стильные. Меня восхищает его бескомпромиссность, он еще более нишевый, чем мы (смеется).
А. П. Мне нравятся работы Ольги Акуловой, как она продвигается в своем творчестве. И я считаю, что для нее очень правильным и логичным было уехать работать за рубеж. А насчет того, как воспринимают нас — никогда ведь не узнаешь истинно.
О. А. Ну, почему же, у нас есть друзья среди коллег.
А. П. Мы поддерживаем хорошие отношения с Юрой Базаренко и Мариной Белоярцевой, с Пащак Валей, с Наташей и Кириллом Челноковыми. Я думаю, для дружбы нужно, чтобы другой человек либо хорошо понимал специфику твоей работы, либо был очень далек от этого.
Ф. Е. По своему опыту общения с творческими людьми, а у меня его было немало, могу сказать, что люди состоявшиеся и успешные — очень добрые, они никогда не будут завидовать, искренне могут хвалить других и всегда готовы оказать поддержку молодым.
А. П. В общем я согласна, но у всех бывают свои спады и подъемы в творчестве, это постоянная синусоида, в одно время ты можешь быть благородным рыцарем и что-то давать людям, в другое — тебе самому нужна поддержка. У меня недавно был трудный период, и любая мелочь могла вывести из равновесия. Сейчас я живу более осознанно и цельно.
Ф. Е. Думаю, я понимаю, о чем ты говоришь. Город у нас небольшой, при этом очень много талантливых, амбициозных людей, а прослойка потенциальных заказчиков невелика. Получается, что все мы как бы варимся в собственном соку. Заказчик идет вначале к одному архитектору, потом у другому, а заканчивает проект третий. У вас бывали такие ситуации, как вы выходили из них с этической точки зрения?
А. П. Да, бывали. Могу говорить только за себя, но я никогда не буду личностно или творчески опускать своих коллег. Существует профессиональная этика, мы просто отталкиваемся от того, что мы можем предложить.
Ф. Е. И все-таки меня интересует мнение Олега.
О. А. Я полностью согласен и с Аней, и с тобой — по поводу самодостаточности людей. Насчет конкурентов, честно говоря, у меня не хватает сил, чтобы следить за всеми, к тому же мне это неинтересно. Меня интересует и вдохновляет история искусств, история архитектуры, первоисточники, которые помогают проследить эволюцию, проанализировать и сделать по-своему. В Украине архитектура пока нужна очень немногим, большинство просто мирится с тем, что их окружает, это касается очень многих вещей.
А. П. Но развитие идет, я смотрела конкурсные работы ART Space, там есть проекты, которые мне очень понравились. Я верю, что в конце концов запросы наших клиентов поднимутся до того уровня, чтобы можно было создавать действительно крутые вещи.
Продолжение следует…