Виктор Кудин и Ольга Рябова о честности в профессии,
о том, что такое успех,
о реализованных проектах и мечтах.
В.К. – Виктор Кудин – Главный архитектор ТАМ “Кудин”
О.Р. – Ольга Рябова – Главный дизайнер ТАМ “Кудин”
Ф.Е. – Фаина Еренбург – Арт-директор бренда DAVIS CASA
Ф. Е.: Возможно, заказчикам еще важно понимать, что для вас значит успех? Под успехом люди понимают разное. Для кого-то успех — это хороший финансовый результат деятельности, независимо от того, что проектируют. Много заказов, много клиентов, много денег — успех. Успех часто связывают с финансовым благополучием, говорят «клиент голосует деньгами», «чего же ты такой бедный, если ты такой умный» и т. д. Для кого-то успех — это победы в престижных конкурсах, для кого-то — возможность воплотить задуманное, построить здание своей мечты. Что для вас успех? Вы — успешная архитектурная мастерская?
В. К.: Я считаю нас не до конца успешными. Хотелось, чтобы больше объектов, которые мы проектировали, были воплощены в жизнь. Есть много классных объектов, которые лежат в папках. Надо будет когда нибудь издать книгу «Несбывшиеся». Это будет классно. Хотелось больше реализовать проектов — несбывшееся зовет нас. Относительно денег — да, это важно. Но когда ты начинаешь что-то придумывать и видишь, что все получается, реализуется, это просто волшебство. Я никогда не забуду своих ощущений, когда я нарисовал первый чепуховый проект в проектном институте, поехал на место и смотрю — ничего себе, стоит. Это был шок, у меня мурашки пошли по коже.
Ф. Е.: Материализация чувственных идей? (шутка)
О. Р.: Это восторг, это волшебство нашей профессии.
В. К.: Когда все происходит так интересно, то о деньгах как-то не задумываешься. Для меня деньги — это, в первую очередь, свобода.
О. Р.: Да, безусловно, иметь хороший уровень благосостояния — это важно, но не более того.
В. К.: Для меня деньги всегда были связаны со свободой в творчестве — издать книгу карикатур, поехать куда-нибудь порисовать. Это то, на что мне было бы приятно иметь деньги.
О. Р.: Книгу ты уже издал. Для нас успех — это успешное воплощение того, что ты задумал, так, как ты это задумал, без компромиссов, без давления со стороны заказчика. Не всегда в этой борьбе выигрываешь, где-то все равно приходится уступать. Ну когда это все воплощается именно так, как ты задумал, — это успех. И, конечно, вторая важная составляющая — это реакция социума, когда идет отдача. Это как артист на сцене — он обязательно должен чувствовать реакцию зала. Ты воплощаешь объект, замираешь и ждешь, какова будет реакция. И если эта реакция резонирует с твоей, конечно, это успех.
Ф. Е.: Сколько объектов одновременно может вести мастерская?
В. К.: Сейчас у нас в работе 8 объектов. Они все разные по емкости, сложности и на разных стадиях реализации. Есть крупные, есть средние. Конечно, если бы нам одновременно пришлось сдавать 8 объектов, это была бы катастрофа.
Ф. Е.: Каков размер самого крупного объекта?
В. К.: Площадь самого большого объекта — 20 тыс. кв. м. Это все объекты общественного назначения.
Ф. Е.: А что с частными объектами? Вы совсем из этой ниши ушли?
О. Р.: Нет не ушли, просто на данный момент как-то так получилось. Сознание наше от них не ушло.
Ф. Е.: История знает пример: в какой-то момент Антонио Читтерио отказался от частных объектов, сославшись на то, что он хочет быть архитектором, а не психотерапевтом для своих заказчиков.
О. Р.: Нет, это не о нас, мы не переходили в нишу общественных объектов. Частная архитектура и частный интерьер нам по-прежнему интересны.
В. К.: Эта тема близка нам, мы ее хорошо понимаем.
О. Р.: Может, мы недостаточно говорим об этом. Сегодня плотный рынок и есть много мастерских, которые занимаются pr и рекламой гораздо больше нас. Pr — не самая сильная наша сторона.
Ф. Е.: Мне, как человеку, который в интерьерном бизнесе работает уже 25 лет, очень не хотелось бы, чтобы мастерская вашего уровня ушла из частного проектирования, так что усильте ваш pr, пожалуйста.
Ф. Е.: Кто является вашими партнерами в бизнесе? Это очень важный вопрос, потому что, когда кто-то делает свою работу плохо, как правило, все об этом говорят, все делятся с коллегами негативным опытом. Поделитесь позитивным.
В. К.: Почти все последние свои объекты — и частные дома, и большие общественные объекты — мы реализовали вместе с военным строителем Виктором Матяшом. Я мог бы рекомендовать заказчикам его строительную компанию «Креаторбуд» и был бы убежден, что все будет хорошо. Я мог бы рекомендовать компанию «Володарь Маркет», которая нам помогала во Львове с реставрационными работами. Они воссоздали фасады, сделали отличную медную кровлю великолепного качества и понимания. Я мог бы их рекомендовать. Очень ответственные и порядочные люди. Для меня очень важно, чтобы профессионал был еще и порядочным человеком. Можем порекомендовать компанию «ТБИ» — как профильного специалиста с более чем 25-летним опытом в декоративной отделке.
О. Р.: Мы в восторге от бренда DAVIS CASA. Работаем уже 20 лет — все точно, в срок, как часы.
В. К.: Наш первый крупный объект был в Днепре. Это был офис в бытовом корпусе завода «Интерпайп».
Ф. Е.: Да, на этом объекте мы плотно сработались, с тех пор мы вместе. Спасибо вам за это.
В. К.: Компания «Стек» сделала по нашим ескизам ковровое покрытие для BANKHOTEL. Это была большая работа, было штук 20 образцов, пока в конечном итоге мы не пришли к финальному результату.
Ф. Е.: Если попытаться подытожить, какие качества для вас важны у партнеров, с которыми вы сотрудничаете?
В. К.: Профессионализм, порядочность, четкость и неравнодушие.
Ф. Е.: Как вы видите развитие собственное и своих сотрудников?
В. К.: Если говорить персонально, то занятие чем-то параллельным, с моей точки зрения, хорошо развивает. Было бы замечательно, если бы все сотрудники мастерской могли заняться чем-то таким, чего еще никогда не делали. Все новое хорошо развивает.
О. Р. Здорово переключать мозги на что-то другое. Мы начали практиковать архитектурные поездки всей мастерской, выходим вместе на этюды. Часто беседуя с дочерью (она получила хороше западное образование в сфере дизайна), мы получаем совершенно иной угол зрения в вопросах дизайна и архитектуры. Общаясь, мы затрагиваем вопросы, напрямую не касающиеся профессии. Это, скорее, философские, чувственные вопросы, вопросы поведения человека в тех или иных ситуациях и как это может отражаться в профессии. Когда меняется собственное мироощущение, меняются взгляды и подходы в профессии. Сегодня все ищут, лучшие умы думают над тем, каким будет будущий мир, в котором нам предстоит жить. Как это будет выглядеть, какой будет архитектура будущего.
В. К.: Развитие мы часто связываем с улучшением. Однак это не всегда так. Цивилизационное движение имеет и негативные побочные эффекты. Мы гробим окружающую среду, истощаем землю, варварски используем природные ресурсы… Да, технологии — это важно, но куда более важен Человек, который живет на земле. Развитие не линейно, оно идет по спирали. Нужно понимать, что дают те или иные технологии человеку на новом витке спирали не только в материальном, но и в духовном смысле, делают ли они его жизнь не только удобней, но и гармоничней. Нужно осознавать это движение по спирали, осознавать себя в этом движении — вот что любопытно. Это осознание и есть развитие, тогда и твои проекты будут отражать твое понимание окружающей среды, твое философское видение, будут созвучны и современны.
О. Р.: Нужно ставить себе неудобные вопросы и отвечать на них.
В. К.: В Украине абсолютно отсутствует архитектурная критика, которая бы оценивала архитектуру через философское понимание. Это печально.
Ф. Е. Какие социальные проекты или любые другие проекты, не связанные с профессиональной деятельностью, поддерживает мастерская?
В. К. С недавнего времени мы живем в мастерской, и наконец-то мы смогли воплотить давнюю идею — открыть художественную галерею при ней. Это галерея АРХИГУМ — часть нашего клуба карикатуристов АРХИГУМ, который был основан 1983 году. Это первая галерея карикатуры в Украине. Вторую галерею мы открыли во Львове в BANKHOTEL, она называется «Сатирикон». В этих галереях будут выставляться лучшие карикатуристы Украины и Европы. Это первый шаг на пути к реализации очень важной для нас идеи — постройки музея карикатуры Украины. У нас еще много разных интересных проектов, над которыми мы работаем, пока рано об этом говорить.
Ф. Е.: Спасибо, я не буду на этом настаивать.