Виктор Кудин и Ольга Рябова о честности в профессии,
о том, что такое успех,
о реализованных проектах и мечтах.
В. К. – Виктор Кудин – Главный архитектор ТАМ “Кудин”
О. Р. – Ольга Рябова – Главный дизайнер ТАМ “Кудин”
Ф. Е. – Фаина Еренбург – Арт-директор бренда DAVIS CASA
Ф. Е.: Что, по вашему мнению, необходимо знать заказчику о вашей архитектурной мастерской?
В. К.: Нужно знать, что мы честные архитекторы, мы делаем честную архитектуру. Однако это не всегда может нравиться клиенту. Когда заказчик хочет построить дом, он приходит к нам с нарисованной в голове картинкой и не может расстаться с этой своей мечтой. Мы же предлагаем свое решение его задачи. Предлагаем грамотное решение и не готовы идти на уступки заказчику, если это противоречит сути объекта. И это не потому, что мы не умеем слушать и слышать. Мы умеем. Наши знания и опыт в профессии не позволяют допустить проектирование вещей, которые не соответствуют определенным нормативам. Если нужно оптимизировать бюджет, мы готовы дать профессиональные рекомендации, но мы не допустим решений, которые сделают пребывание в этом здании небезопасным. Это не только юридическая ответственность, это морально-этический и вопрос профессиональной честности.
Ф. Е.: Когда вопрос касается удобства или безопастности, аргументы находить легче. А если речь идет о более тонких материях — художественной составляющей архитектуры или дизайне проекта?
В. К.: К каждому заказчику ищешь подход и подбираешь свои слова. Когда нас находят заказчики (а именно они нас находят, а не мы их), они уже видели наши объекты и понимают, что мы из себя представляем. Мы делаем современную архитектуру, мы не играемся в исторические стили. Мы можем реставрировать здания, но игра в историзмы некорректна. Какие находим аргументы? Мы пытаемся объяснить человеку, что здание, которое он хочет построить (не имеет значения общественное или частное), останется на земле с Его именем. Здание должно быть современным, созвучным тому времени, в котором человек живет, и иначе быть не может. Как бы мы сегодня смотрели на Парфенон, если бы его в свое время построили так, как, к примеру, строили этруски? Разве была бы здесь честность? Архитектура, которую мы создаем, должна быть аутентичной, соответствовать своему времени и технологиям. Это честно с профессиональной точки зрения. Еще один важный момент — в объекте должны быть духовный мир, художественная тема, внутренняя художественная жизнь.
О. Р.: Основной принцип — не сорить на Земле. Всегда нужно помнить, что это здание простоит больше, чем ты проживешь.
В. К.: Абсолютно непонятно, чем руководствуются заказчики, строя ради экономии денег уродливые дома. Они мне говорят: «Зачем ты спроектировал мне такое дорогое здание? Для меня это бизнес, мне нужно зарабатывать на этом деньги.» Похоже, они просто не отдают себе отчет, что это их следы на Земле, что они исчезнут, а это останется. К некоторым позже приходит понимание, но дело уже сделано. И тогда они начинают строить церкви, пытаясь тем самым искупить вину, получить индульгенцию. Но след уже оставлен, уже намусорил.
Ф. Е.: Возможно, заказчику следует что-то еще знать о вашей мастерской? Важны ли ваши победы в конкурсах, дипломы?
В. К.: Думаю, важны и, в первую очередь, потому что они имеют шанс получить здание, которое в будущем тоже может быть признано лучшим.
О. Р.: Дипломы говорят заказчику о нашем профессионализме. Для не искушенного в архитектуре человека это особенно важно. Наличие регалий (победы в конкурсах, дипломы, публикации в солидных изданиях) говорит о том, что он попал в крепкие профессиональные руки, плохо ему не сделают.
Ф. Е.: Сегодня часто продают просто концепты зданий (красивые картинки), проекты без рабочей документации, без понимания того, как воплотить эту картинку в жизнь. Важно ли, чтобы заказчик понимал, что вы архитектурная студия, которая отвечает за реализацию того, что она проектирует?
В. К.: Это, безусловно, важно. В этом смысле в советском институте Гипрогражданпромстрой я получил хорошую школу. Я понимаю движение объекта с самого начала и до его окончания, умею работать со смежниками. Нередко наша мастерская берет на себя функции генпроектировщика. Мы отвечаем за все разделы — отопление, вентиляцию, кондинционирование и т. д. Естественно, мы нанимаем надежные проектные организации по каждой из тем и отвечаем перед заказчиком за качество всех технических решений. Заказчику удобно, чтобы все было в одних руках. Однако сегодня, например, многие молодые архитекторы не делают этого. Заказчик зачастую получает проект дома вообще без рабочей документации, он не представляет из чего дом сделан, где проходят трубы и т. д. Строители строят дом просто по визуализации. Это вопиюще.
Ф. Е.: Что это: непрофессионализм, желание экономить деньги клиента, назвать более низкую цену и выиграть в тендере?
О. Р.: Причины могут быть разными. Иногда заказчику кажется, что он разбирается в строительстве и ему достаточно концепта, а дальше он наймет строителей и они ему все сделают. Он считает, что это более экономный путь. На самом деле, это ерунда. Как показывает опыт, скупой платит дважды.
В. К.: Отказ от рабочей документации в целях экономии денег — это самое большое заблуждение заказчика. Нужно сильно не дружить с головой и не уметь считать деньги, чтобы экономить на рабочей документации, которая составляет всего 3-5% стоимости общестроя.
Ф. Е.: Я согласна, но архитектура — это узкоспециализированная тема, и люди имеют с ней дело отнюдь не каждый день. Откуда они должны знать и понимать, что это настолько важно? Где заказчик должен почерпнуть информацию, какие ошибки важно не допустить?
В. К.: Тут он полностью зависит от архитектурной студии, с которой начинает общаться. Либо ему расскажут и объяснят, насколько это на самом деле важно, и это тоже честность, либо ему не скажут об этом, желая потрафить или выставить более низкую цену, чтобы заполучить проект.
О. Р.: Подобное поведение — непрофессионально.
Ф. Е.: Здесь важна просветительская работа. Необходимо, чтобы мастерские вашего уровня эту работу проводили. Через социальные сети, ваш сайт или блог дайте заказчику рекомендации, на чем ни в коем случае нельзя экономить, когда строишь дом, — просто нельзя, потому что это тупик. Никто из серьезных архитекторов не берет на себя эту социальную миссию. Я просила бы вас включиться в этот процесс, это в будущем вам же самим облегчит переговоры с заказчиком.
О. Р.: Действительно так. Когда к нам приходят заказчики и говорят, что мы дорого стоим (хотя мы не самые дорогие архитекторы), то мы выкладываем перед ними тома с документацией — это является весомым аргументом. У них просто шок, и в этот момент они понимают, насколько все серьезно.
Ф. Е.: Уверяю вас, чем больше профессиональных голосов будет говорить на темы архитектуры и дизайна с заказчиками, тем быстрее удастся изменить отношение к архитектору и дизайнеру в Украине. Удастся донести, что вы не представителям сферы обслуживания, которые должны выполнять все прихоти клиента, потому что оный платит деньги. Еще раз прошу вас, включайтесь в просветительскую работу.
В. К.: Есть еще один важный момент, почему так много непрофессиональных решений — нарушилась преемственность, она разорвана. Исторически так сложилось, что в 90-е годы были уничтожены проектные институты. Куда сегодня молодым идти учиться, где работать и набираться опыта? Нужно поработать как минимум в двух-трех мастерских, получить опыт и только потом открывать свое бюро. Понятно, что архитектор — творец, он честолюбив и хочет строить. Это можно понять. Но отсутствие практической школы не дает возможности делать профессиональные объекты. Тебе нечего возразить заказчику, ты проектируешь по указке заказчика, идешь на все уступки, лишь бы построить, а не пойдешь навстречу — не построишь. А это беда — это и деньги, это и партофолио, и карьера.
Некоторые мои ученики сегодня, понимая важность практического опыта, пытаются получить знания в интернатуре в частных мастерских здесь или на западе. И я уверен, что в будущем они будут более конкурентны и профессионально более востребованы, чем те, кто не делает этого.
Если посмотреть на улицы наших городов, становится очевидным, что государство сегодня отнюдь не способствует появлению качественной архитектуры. Но это не значит, что об этом не должны думать те, кто проектируют и строят. Неудачную картину можно спрятать за шкафом, плохую симфонию — не исполнять. Уродливое здание, к сожалению, спрятать невозможно, оно уже стоит на земле, его никуда не денешь — этот след останется на долгие годы.
О. Р.: Молодые люди в Украине получают образование и сразу стремятся к практической деятельности. На западе по таким специальностям как архитектор или, к примеру, врач, прежде чем начинать профессиональную деятельность, нужно пройти интернатуру. Нужно поучиться у Мастера, чтобы понять весь процесс, потому что самое главное — это человеческая жизнь.
Продолжение следует…