Ксения Савченко о том, каково быть молодым архитектором, об опыте, о “граблях”, о том, как удается совмещать творчество и бизнес.
К. — Ксения Савченко — Архитектор, руководитель архитектурного бюро b4.team.
Ф. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Как работаете с ошибками, учет граблей, на которые наступаете, ведете?
К. А как же, ведем учет всех граблей. Не фиксируем, обычно это и так запоминается хорошо, а еще лучше запоминается, когда заплатил. Признал, оплатил, сделал вывод и пошел весело дальше! Работает на 100%. Пока не заплатишь — не дойдет. А потом столько вариантов приходит со временем «как еще можно было» (смеется).
Одно из лучших качеств ребят из поколения Z, с которыми я работаю, — это лень в выполнении однотипных задач и рутинной работы. Потому что именно лень подталкивает к оптимизации процессов. Вин-вин, выигрывают все, ведь на практике автоматизация какого-либо процесса приводит к уменьшению ошибок по причине отсутствия или же минимального присутствия человеческого фактора.
Ф. Ты инвольвирована в каждый проект, который ведёт компания?
К. Да.
Ф. Сколько проектов одновременно ты в состоянии качественно вести?
К. Сейчас в работе 11 проектов, на разной стадии реализации. Среди них есть и отель, и реконструкция здания с переназначением его функции, частные дома и квартиры, шоу-румы. Практически в каждом проекте мы отвечаем за архитектурные решения и интерьерные, для некоторых также разрабатываем мебель. Одинаково важными я нахожу все составляющие проекта, во всем бывают свои сложности — неважно, даже создавая классную табуретку, надо включить голову и хорошо подумать.
Ф. Как ты относишься к копиям предметов Дизайна.
К. Я к ним не отношусь. Невозможно запретить другим людям делать копии, но это их выбор. Считаю, что, копируя, они сразу же оказываются на втором месте и, значит, такое место их устраивает. В наши проекты мы копии не ставили и не собираемся это делать. Когда я ездила с вами (Davis Casa) в Милан на фабрику мебели B&B Italian, мне запомнилось отношение B&B к тем, кто их копируют. В конце презентации они написали: «Благодарим за то, что копируете нас!» На всех языках стран, где им встречались их копии.
Отличная позиция, как по мне, благодарить тех, кто помогает тебе осознавать, что ты лучший. Копируя, вы признаете чье-то первенство и свою вторичность. Я поняла это так. Они крутые. И кто бы их ни копировал, они — первые. Мне импонирует такое отношение.
Ф. Удается совмещать творчество и бизнес?
К. Творчества в нашей работе 20%, все остальное — это грамотный менеджмент и доля везения. Мне кажется, это не сильно удается, если честно. Я до сих пор стараюсь найти баланс. В моей жизни было 6 лет Киевского Инженерно-строительного, плюс семестр архитектуры перед магистратурой в Америке. Такое разнообразное обучение расширило мой взгляд на профессию. В Украине меня учили строго придерживаться ГОСТов, а в Штатах просили не приходить на занятия без вдохновения, проводя аналогию с твоими будущими проектами — мол, без вдохновения не стоит даже начинать. В конце концов я поняла, что начало любой архитектуры — это все-таки творчество! Красиво звучит и вдохновляет очень, но как не забывать это на практике… Я люблю учиться, что-то новое приходит ко мне постоянно, мною всегда движет желание узнавать или знать. Я прочитала немало литературы, связанной с бизнесом, потому что искала ответы на свои вопросы. Я архитектор, но в рамках компании я занимаюсь еще и бизнесом. Вообще-то я еще и CEO, если посмотреть на все функции, которые я выполняю, и на ответственность, которая лежит на мне. Я долго не могла определиться, что для меня первично: бизнес или творческая мастерская? Но в какой-то момент сомнение «или» сменилось желанием «и». Не можешь определиться, так зачем выбирать? Совмещай и, возможно, выиграют все. Так и есть!
Мы прописали бизнес-процессы, уточнили функции каждого работника в команде и разграничили зоны ответственности. Мы не перестали заниматься творчеством, но, как я уже сказала, его только 20%. Я думаю, мы — одна из первых компаний, кто начал работать по методу scrum в архитектурном бизнесе, мы наработали определенный опыт и теперь даже считаемся экспертами. В октябре 2018 года организация Scrum Urkaine пригласила нас выступить с докладом на конференции «Scrum, вне IT бизнеса», мы поделились опытом, рассказали о своих победах и факапах.
Ф. Есть ли у тебя партнеры в области интерьерного дизайна (поставщики, строители, другие специалисты), которым ты могла бы дать положительные рекомендации. Поделись своим опытом с клиентами и коллегами.
К. Когда только начинаешь работать в сфере предоставления услуг, поначалу непонятно, как определять, с кем стоит работать, а с кем нет. Только приобретая опыт и совершая ошибки, ты улавливаешь самое важное в сотрудничестве с другими компаниями и специалистами. Настоящих специалистов своего дела отличает добропорядочность, честность, ответственность, и, конечно же, соучастие. Сейчас я уже, как рентген, сканирую сходу и никогда не берусь работать с теми, кто приходит на проект только из-за коммерческой составляющей, это заметно сразу по уровню вовлеченности.
Значение партнерства стало мне понятным после нескольких лет сотрудничества с частными лицами и компаниями, где это самое партнерство основывается не на фонде процента, уходящего за заказ, а на качестве и своевременности выполнения своей работы или поставки. В таком партнерстве есть место уважению и, конечно, ответственность, которая реже встречается у тех, кто пришел в профессию не по любви. Svetoria, Davis Casa, A-apartment, частные мебельные компании, которые мы часто рекомендуем, Кирмакс, C.I.Form, потрясающие Manders, Interia, Manezh, Bicolor… и это далеко не полный список компаний, сотрудничество с которыми — это удовольствие и всегда отличный результат!
Ф. Как ты видишь развитие собственное и своих сотрудников. Что для этого делается?
К. Одна из главных ценностей в b4.team является развитие, ведь нет такой точки, где «я все знаю», все вокруг развивается с колоссальной скоростью, за всем порой, кажется, и не уследить. Развитие — это процесс, который должен увлекать тебя и быть в удовольствие; если ничего не менять и самому не меняться, очень быстро окажешься вне игры. Я сторонник того, чтобы знать, что происходит в мире сейчас, быть «в теме» и понимать, что происходило раньше — короче, надо знать историю. И первое, и второе легко достигается благодаря путешествиям, которые мы с удовольствием практикуем в b4.team.
Дания, Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, Австрия, Грузия, Швеция, Чехия, Польша — это наш список стран за последние 4 года путешествий с командой. Какие-то выезды были напрямую связаны с выставками или мероприятиями в конкретных городах, но другие не имели никакой профильной привязки. Например, Ночь музеев в Амстердаме — это был отличный опыт для всех. Увидеть творчество Ван Гога и Бэнкси, а также посетить множество других музеев, познакомиться с прекрасным Амстердамом — это и есть развитие. В путешествии каждую секунду встречаешь что-то непривычное, новое, отвлекаешься от рутины, сознание получает новую информацию.
Ф. Какие социальные или любые другие проекты, несвязанные с профессиональной деятельностью, поддерживает мастерская? Расскажи о них.
К. Почти четыре года назад вместе с Леной Балбек мы развернули инициативу сопровождения доноров при процедуре сдачи крови. Идея сопровождения пришла Лене, и она написала об этом в фейсбуке, я отозвалась и по сути была первым донором проекта. Только мы еще не знали тогда, что это выльется в проект, и сколько всего классного нас ждет впереди! Потом я написала пост в фейсбуке о своем опыте сдачи крови, и мои друзья, а также другие люди выразили желание стать донорами. В следующий раз мы сопровождали их уже вместе.
Так началась история проекта под названием #среды_в_охматдете. Сопровождаем доноров мы по средам, отделение Охматдет — все просто, название говорит само за себя. Этот проект популяризует донорство в Украине, мы делаем это в удовольствие и максимально весело. Мы отдежурили уже 168 сред, а наша команда волонтеров расширилась с 2 до 10 человек. Проект очень светлый и наполнен душевностью в каждом его проявлении!
Помимо архитектуры, у меня особая любовь к мотоциклам, как и у моего друга Андрея Аксенова. Я не езжу на мотоцикле регулярно и пока еще не открыла категорию в правах, но умею. Два года назад Андрей открыл мотомастерскую EX_CYCLES. Кастомные мотоциклы — их основной профиль. Я вовлечена в этот проект и помогаю в развитии мастерской. У EX_CYCLES красивые планы, интересные идеи и классные люди в команде — мне это очень нравится!
Кроме того, студия b4.team давно вовлечена в тему школьного образования. Концепты и предпроекты, интерьеры детских садов и разработка проекта частной школы — все это мы делали параллельно с основным потоком проектов, потому что мы понимаем важность хорошего образования для нынешних и будущих детей. Мы с интересом следим за происходящими изменениями в сфере образования и прекрасно понимаем, какое пространство актуально для учебных заведений на сегодняшний день, а главное — нравится детям.
Ф. Спасибо за интервью, мы узнали о твоей мастерской много нового. Уверена и клиентам, и коллегам будет интересно это прочитать.
К. Спасибо за классные вопросы!