Алексей Валентиров об ответственности перед заказчиком, о работе с госзаказом, о том, что изменилось в госсекторе после Майдана и какие изменения еще нужны.
А. В. — Алексей Валентиров — Главный архитектор архитектурного бюро VALENTIROV&PARTNERS.
Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Е. В общем, с бюджетом ты работать не боишься, но ведь все фирмы, которые берутся за это, обречены на дополнительные проверки. Как у вас обстоят с этим дела? Вы их успешно проходите?
А.В. Проходим успешно, за 10 лет (с 2009 года периодически сталкиваюсь с бюджетным финансированием) мы к ним уже привыкли. Кстати, к вопросу о том, чем нам «помогает» государство. Недавние изменения в финансовом законодательстве ввели ограничения, которые делают работу с бюджетом еще менее привлекательной. На сегодняшний день выполнение проектов по заказу бюджета – это некая социальная миссия, это не бизнес. Некоторые коллеги думают, что мы гребем бюджетные деньги лопатой (смеется). Я пытался этой лопатой с ними поделиться, привел в ОДА, но одни отказались сразу, а другие вначале загорелись, посмотрели объект, начали процедуру заключения договора – и поняли, какие круги ада приходится проходить, чтобы обойти все кабинеты и собрать весь пакет документов. Они отказались тоже, не захотели этим заниматься.
Ф. Е. Интересно, на сегодняшний день сформировалась определенная рыночная цена на услуги архитектора, а по каким расценкам платит государство?
А.В. По нормам; существует Держстандарт Украины, в январе этого года к нему вышли поправки (повышающие коэффициенты), и жить нам стало немного легче (на бумаге, смеется). По факту, пока нет подписанных контрактов по новым расценкам.
Ф. Е. Но суммы сопоставимы с теми, что заплатил бы тебе за подобный объект частный заказчик?
А.В. Да, теперь суммы примерно одинаковы. Но есть вещи, которые в бюджетных проектах рассчитываются иначе, у них просто нет расценок, например, на дизайн интерьера. Обычно нам называют максимальную сумму за весь проект, но требования заказчика должны быть выполнены в полном объеме, поэтому приходится как-то перераспределять суммы в рамках бюджета. В этой схеме тоже должны произойти изменения, потому что таких «миссионеров», как мы, становится все меньше. Надо сказать, что власть, пришедшая после Майдана, понимает необходимость изменений, они понимают, что качество архитектуры влияет на их рейтинги. Поэтому им нужно не просто что-то сделать, чтобы отчитаться наверх, есть стремление сделать это действительно хорошо.
Ф. Е. Какое количество проектов мастерская может вести одновременно?
А.В. На сегодняшний день мы ведем полтора десятка объектов на разной стадии реализации.
Ф. Е. Расскажи об этих объектах, сколько из них крупных?
А.В. Половина – крупные, от 7 до 12 тысяч кв. метров. Среди них четыре высотных жилых комплекса, это коммерческие заказы. Две школы, частная и государственная. Остальное – приватные апартаменты.
Ф. Е. Разброс по масштабу довольно большой: вы занимаетесь градостроительством и общественными объектами, но и частные заказы выполняете тоже.
А.В. Зачастую люди, которые контактировали с нами при выполнении крупных проектов, потом обращаются со своими личными заказами.
Ф. Е. А с чем больше нравится работать?
А.В. Общественные объекты интереснее, потому что они имеют разное функциональное назначение. К тому же, в таких проектах для архитектора всегда есть размах, которого нет в приватных объектах.
Ф. Е. Ты самолично занимаешься проектированием всех объектов?
А.В. Большинство планировок разрабатываю лично я.
Ф. Е. Почему, ты не доверяешь своим коллегам-архитекторам?
А.В. Нет, просто это моя зона ответственности. Заказчики приходят к нам, потому что они хотят, чтобы именно я лично участвовал в разработке концепции и делал эскизы. Когда человек идет в ателье, чтобы пошить костюм, который будет сидеть на нем хорошо, ему важно, чтобы крой был сделан мастером, а остальное – это уже дело техники. При этом, архитектура – безусловно командный вид спорта. Конечно, у меня также есть коллектив, талантливые молодые ребята, у которых очень много свежих идей. Моя функция модератора: задавать тему и направлять процесс мозгового штурма в правильное (по моему мнению) русло.
Ф. Е. Если говорить о частном жилье, бюджет таких объектов изменился по сравнению тем, что было до Революции?
А.В. Это зависит от возможностей заказчика. По интерьерам мы ведем разные объекты, если человек хочет сэкономить, мы можем предложить более дешевый вариант, конечно, не опускаясь ниже того предела, за которым страдает качество. Стоимость моих услуг, как архитектора, не зависит от бюджета объекта. Я считаю, что в дизайне интерьера можно получить качественный результат как с наполнением от ведущих брендов, так и с мебелью из ИКЕА.
Ф. Е. Да, но покупая мебель в ИКЕА, человек должен понимать, что ее эксплуатационные свойства будут не очень высокими.
А.В. Некоторых заказчиков приходится уговаривать не покупать некачественную сантехнику, которая не оправдает даже свою невысокую стоимость; от других я получаю карт-бланш на все материалы лучших мировых брендов.
Ф. Е. Хорошо, двигаемся дальше. Мы уже касались непростого вопроса насчет смежников, зачастую в разговорах наших коллег или же в социальных сетях можно услышать кучу негатива в их адрес. Но давай сейчас о хорошем, назови тех, с кем тебе действительно хорошо работается. Можешь кого-то порекомендовать?
А.В. Конструкторское бюро, с которым я работаю, точно рекомендовать не буду, хотя ими я весьма доволен. Совершенно не в моих интересах, если они по горло будут завалены заказами (смеется).
Ф. Е. Понимаю, но мы не будем давать никаких контактов, просто сделай комплимент, скажи, что они классные специалисты!
А.В. Я работаю с Кожановым Юрием Алексеевичем, это лучший конструктор в нашем городе по-моему мнению. Порой возникают сложные конструктивные ситуации. На этапе создания эскизов я не всегда представляю, как это сделать в реальности, и бывает, что конструкторы хватаются за голову, особенно, когда нужно собрать сложную конструктивную схему из разнородных материалов. Безусловно, я также доволен сотрудничеством с вашей компанией DAVIS CASA.
Ф. Е. Приятно слышать, потому что ты очень требовательный — если ты нами доволен, значит, мы действительно хороши.
А.В. При выборе поставщиков для меня очень важна компетентность менеджеров. Я задаю им вопросы по телефону, предварительно изучив всю доступную информацию, меня интересуют детали, которые не отражены даже в техническом каталоге фабрики. Если я получаю от менеджеров быстрый, адекватный ответ, значит, с этой фирмой можно работать. По освещению мы сотрудничаем с киевской компанией M.I.K. Design, там прекрасные специалисты. Еще я бы выделил немецкий концерн KNAUF, итальянский MAPEI и компании «Reynaers-Украина», «Alumil-Украина». Мы контактируем с их специалистами уже на этапе проектирования, чтобы понимать, какие материалы и какие технические решения мы сможем использовать при строительстве объекта.
Ф. Е. Итак, для тебя определяющим качеством при выборе партнеров является профессионализм. Давай поговорим о хобби, чем ты любишь заниматься в свободное время?
А.В. Я давно увлекаюсь бильярдом, играю, у меня есть партнеры и по русскому бильярду, и по снукеру. Люблю смотреть турниры по снукеру. Восхищаюсь игрой Ронни О’Салливана, хотя есть много интересных: и Хиггинс, и другие, из топ-16 я знаю всех.
Ф. Е. Как ты представляешь дальнейшее развитие вашего бюро?
А.В. Мне кажется, мы находимся еще в начале пути. Думаю, будем укрупняться, хотя сейчас мы испытываем кадровый голод, это происходит во всех отраслях экономики нашей страны, и это большая проблема. Но мы ищем талантливые кадры, иногда даже боремся за них с конкурентами. Хочется, чтобы наши архитектурные решения стали еще лучше, а документация – еще чище.
Ф. Е. Ты читаешь книги по архитектуре? Ездишь на семинары? Может, смотришь лекции на ютьюбе?
А.В. Кое-что смотрю, но даже на то, что мне очень интересно, не всегда удается выделить время. Недавно пришлось отказаться от поездки в Германию с командой KNAUF, потому что у меня была сдача объекта. Думаю, нам еще не хватает системности, и мне, как лидеру команды, необходимо научиться перекладывать часть ответственности на подчиненных. Хотелось бы больше читать, больше узнавать, больше путешествовать, чтобы соприкасаться с другой культурой.
Ф. Е. Это здорово! Спасибо за интересное интервью, желаю тебе успехов.