Сергей Готвянский о своём отношении к трендам, о том, что характеризует качественный интерьерный дизайн, о любви к фотографии и красоте в чистом виде.
С. Г. — Сергей Готвянский — Руководитель архитектурной мастерской NOTTDESIGN.
Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Е. В гостях у DAVIS CASA руководитель архитектурной мастерской NOTTDESIGN Сергей Готвянский.
Сергей, мастерская работает с 2010 года, ты начал свой бизнес после окончания ВУЗа или успел поработать где-то еще?
С. Г. Я был ведущим архитектором жилого комплекса «Золотые ключи», с самого начала его застройки. При этом я не имел архитектурного образования, поскольку заканчивал факультет промышленно-гражданского строительства, то есть моя специальность — инженер-строитель. За 3-4 года я успел сделать примерно 50 коттеджей по индивидуальным проектам. Это была хорошая школа, прежде всего, в плане общения с заказчиками, понимания психологии. Постепенно стало ясно, что понятие комфорта является практически универсальным для любого человека. Удалось отфильтровать основные критерии, которые должны быть присущи качественному дизайну, если говорить конкретно о проектировании частного жилья. Также я понял, какие заказчики мне интересны. Теперь это очень помогает в руководстве студией.
Ф. Е. Что случилось потом? Ты перерос эту работу?
С. Г. Как бывает почти у всех архитекторов, со временем у меня появились сторонние заказы, на которых я зарабатывал больше, и заниматься этим было намного интереснее. В конце концов я решил уйти на вольные хлеба, имея всего одного заказчика, с одной маленькой квартирой. В общем, для меня это был прыжок вверх или, скорее, прыжок в никуда. Я начал заниматься дизайном интерьеров, и поначалу набил много шишек, у меня забирали деньги, даже хотели побить (смеется). Короче, это была школа жизни. Потом в гостиничном комплексе «Гудзон», вместе с Виктором Ивановичем Демидовым, я проектировал приват-виллы. Это была работа ради проекта, но при этом я продолжал делать халтурки, и постепенно созрела мысль создать собственную студию. Примерно два года я работал сам, потом появилась помощница, потом еще несколько человек… К 2010 году появилось название NOTTDESIGN и сайт студии, в команде было четыре человека, мы работали в офисе, я уже зарегистрировался как частный предприниматель. К тому моменту я решил: назад пути нет, я буду этим заниматься, потому что именно это мне интересно.
Ф. Е. А откуда взялось название?
С. Г. На самом деле неважно, как называется студия. Важнее, чтобы она делала хорошие вещи, тогда название вместе с профессиональной репутацией превращается в некий бренд. Но вообще, мне хотелось иметь короткое, нейтральное название, которое ничего особо не означает, без вычурности. А еще, «не-дизайн» это такой каламбур, часть нашего слогана: «It’s not design, it’s art» (Это — не дизайн, это искусство).
Ф. Е. Ты помнишь самый первый объект, которым занималась ваша мастерская?
С. Г. Нет, в дизайне, как и в архитектуре, один объект накладывается на другой, это довольно длительный процесс, так что даже трудно понять, когда заканчивается один проект и начинается второй.
Ф. Е. А твой первый самостоятельный объект, как ты сказал «маленькая квартирка», его ты помнишь? И если бы такой объект достался тебе сейчас, сделал бы его так же или по-другому?
С. Г. Да, я помню, но сейчас я бы точно сделал по-другому (смеется). Хотя параллельно была еще одна квартира, которая мне до сих пор очень нравится, это было как бы началом, формированием творческого ДНК нашей студии.
Ф. Е. Это очень интересно, а мог бы ты сформулировать, разложить по полочкам, в чем заключается ваша творческая ДНК?
С. Г. Если говорить о дизайне интерьеров, прежде всего, объект должен быть архитектурный, а не декораторский. Второе, он должен быть очень рациональным, светлым, воздушно-прозрачным, но при этом довольно нейтральным, фоновым. При проектировании частного жилья объект должен быть холстом для человека, не конкурировать с личностью. Человек, приходя домой, должен обнуляться, избавляться от информационного шума, чтобы его психика могла перезагружаться.
Ф. Е. Если провести аналогию, существуют понятия «шумной архитектуры», ее представляют, например, Фрэнк Гери или Заха Хадид, а также «спокойной архитектуры» — Петер Цумтор, Тадао Андо и другие. Получается, ты являешься сторонником спокойной архитектуры?
С. Г. Да, причем ярым сторонником! Петер Цумтор — один из моих самых любимых архитекторов. Думаю, по моим дизайнерским работам это очень заметно.
Ф. Е. Ты говоришь, тебе больше нравится проектировать частное жилье, хотя у вас на сайте есть разные объекты — магазины, офисы, заведения общепита. Но все же душа больше лежит к частной архитектуре?
С. Г. Да, но я бы сказал, что все эти объекты были пробами пера.
Ф. Е. Понимаю, с общественными объектами проще экспериментировать, не нужно ориентироваться на личность конкретного человека.
С. Г. Экспериментируя с разными категориями объектов, я понял, что реализовать то, что мне близко, вот эту «спокойную архитектуру», гораздо проще и эффективнее именно в области проектирования жилья. Потому что коммерческие объекты всегда более кричащие. Магазины, рестораны должны быть трендовыми, а я против этого, мне хочется создавать долговременные объекты, на десятилетия, и чтобы они были целостными внутри и снаружи. Я часто сравниваю интерьеры домов с автомобилями. Сейчас зачастую человек покупает неоклассику и внутри делает лофт, получается какая-то мешанина. А автомобиль — это целостное изделие, в котором интерьер соответствует экстерьеру. И заметь, чем дороже машина, тем меньше в ее дизайне трендовых вещей. Аналогично, трендовое частное жилье, как правило, более дешевое. Более качественный дизайн интерьера делает упор на качество материалов, на взаимодействие с человеком, но уж никак не на то, какой цвет считается модным в этом сезоне!
Ф. Е. Украина сейчас проходит свой этап в мировом архитектурном сообществе. В течение советского периода, когда все вокруг строилось по типовым проектам и практически не было представления о дизайне, мы сильно отстали во многих направлениях.
С. Г. Да, мы как будто пропустили интересный мастер-класс, теперь приходится догонять ускоренными темпами то, что европейцы прошли за долгий период, за несколько поколений. А у нас получается, что все это укладывается в одно-два поколения. И даже если дизайнеры меняются, идут вперед, клиенты очень отстают.
Ф. Е. По географии твоих заказов можно сказать, что в основном ты работаешь в Украине, но я увидела несколько объектов в Москве, и даже на Камчатке! Как это получилось?
С. Г. На нас вышли через интернет, через знакомых других знакомых. На Камчатке мы пока только начали, я туда еще не ездил, но это очень интересно. В Москве нам заказывали только эскизный проект, без авторского надзора, это была работа по аутсорсингу. Я не хочу быть локальным дизайнером, хотелось бы иметь заказчиков по всему миру.
Ф. Е. За девять лет у вас были победы в конкурсах, публикации на престижных сайтах. Как, по твоим ощущениям, к тебе относятся коллеги? Вы довольно молодая мастерская, но я часто слышу, что ваше название упоминают, обсуждают ваши работы. Ощущаешь ли ты конкуренцию?
С. Г. Возможно, это специфика моего характера, но я считаю, что все мы — друзья, а не конкуренты. Это моя позиция.
Ф. Е. Давай сформулируем вопрос иначе: кто из коллег по цеху ближе всего тебе по духу, по идеологии?
С. Г. Мне ближе все те, кто занимается спокойной архитектурой и делает качественный дизайн. У меня нет любимых студий или таких, чтобы нравились все объекты. Кроме того, зачастую идея теряется на пути от эскизного проекта до полной реализации. Одно дело — нарисовать картину, совсем другое — получить готовый объект. Что касается стиля, мы не делаем классику в чистом виде, однако если клиент хочет что-то в этом роде, есть два подхода: или это классическое здание, в котором мы размещаем современную мебель, это французский вариант; или, наоборот, это минималистичные интерьеры с некоторым количеством антикварных предметов. Это легкий флер, как бы игра в классику, важно не перегнуть палку. Кичем я не занимаюсь, я противник этого.
Ф. Е. Что для тебя успех в профессии?
С. Г. Успех — в первую очередь, это востребованность, причем не по количеству заказов, а в том, чтобы люди ценили то, что я делаю. Не хочется быть популярным в только узких кругах, но хочется быть рок-звездой, а не поп-звездой, без театральности, без пафоса. В общем, мне хочется делать то, что мне нравится, и чтобы на это был спрос.
Продолжение следует…