Алексей Оразцов об участии в Венецианском биеннале, о том, что такое «вдохновленная целесообразность», о желании находиться в состоянии равновесия с самим собой.
Ал. О. — Алексей Образцов — Руководитель архитектурного бюро «АрхОбраз».
Ант. О. — Антонина Образцова — Архитектор архитектурного бюро «АрхОбраз».
Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Е. Алексей и Тоня, добрый день! Ваша мастерская была основана в 2002 году. Леша, ты ушел в собственный бизнес сразу после института или нет? Что можно считать твоей интернатурой?
Ал. О. После окончания института я около двух лет проработал в фирме «Дольник и К». Я не относился к работе как к интернатуре, а скорее реализовывал свою мечту заниматься любимым делом. Скромная заработная плата и белая зависть к взрослым архитекторам, которые занимаются серьезными вещами и главное: желание создавать что-то значительное и своё (возможно еще не до конца осознанное) побудили меня и моего напарника, Константина Марахова, вместе взяться за подработку. Вскоре мы ушли в самостоятельное плавание. После двух лет борьбы за выживание я получил первый большой заказ. Для его выполнения было необходимо подписать договор, получить лицензию на право заниматься проектированием и прочее.
Ф. Е. В Украине не установлено прохождение интернатуры после окончания ВУЗа, хотя западный подход, когда архитектор, прежде чем пускаться в самостоятельное плавание, должен какое-то время поработать под руководством опытных специалистов, кажется мне более правильным. Работая у Дольника, ты научился чему-то полезному?
Ал. О. Здесь я познакомился с творчеством ведущих мировых архитекторов: Марио Ботты, Майкла Грейвза, Рикардо Бофилла, Тадао Андо и др. Я увидел, как организовано архитектурное бюро, какие творческие методы используются при решении проектных задач, начал глубже осваивать компьютерные программы, приобрел навыки эскизного и рабочего проектирования. Мне выпала честь работать рядом с архитекторами, конструкторами и специалистами инженерных специальностей, настоящими профессионалами своего дела.
Ф. Е. Скажи, пожалуйста, на вашем сайте сформулировано твое профессиональное кредо: «Вдохновленная целесообразность». Что это значит для тебя, и о чем это должно говорить заказчику?
Ал. О. В основе наших проектов лежат определенные логические построения, но этого недостаточно для хорошего результата.
Ф. Е. То есть вы вкладываете в них свое вдохновение?
Ал. О. Да. Именно об этом наше профессиональное кредо может сообщить заказчику.
Ф. Е. Насколько я понимаю, для тебя очень важно, чтобы все, что связанно с определенным проектом, имело какую-то логику, какой-то смысл, целесообразность.
Ант. О. Сухая целесообразность — это скучно (смеется).
Ал. О. Хорошая архитектура и дизайн являются воплощением целесообразности. Чтобы целесообразность была не такая сухая мы ее немного «Подмачиваем».Занимаемся этим , чтобы придать нашим произведениям большую индивидуальность. Сам же процесс может выглядеть следующим образом: мы тщательно формулируем проблематику и задачу, подбираем инструментарий и анализируем имеющиеся материальные компоненты для решения. Постоянно задаемся вопросом: как можно изменить пространство в лучшую сторону? И что значит «лучше» в каждом конкретном случае? Далее пробуем соединять элементы в функциональную композицию — и либо у нас сразу получается отличный результат, либо приходится начинать весь процесс сначала повторяя с изменениями до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат (смеется). Проект имеет право на жизнь, когда целесообразное решение обогащается параллельным нематериальным содержанием, какой-то историей или интригой.
Ф. Е. Сколько человек работает в вашей мастерской?
Ал. О. На сегодняшний день нас 14 человек, архитекторов. Выполняя функции генерального проектировщика, наша организация часто привлекает к работе инженеров смежных специальностей.
Ф. Е. Ты руководишь мастерской, а чем занимается Тоня? Какова ее роль, кроме того, что она твоя замечательная жена?
Ал. О. Антонина — самостоятельная творческая личность, у которой есть свои амбиции, свои подходы к решению задач и свой вклад в те объекты, в которых она участвует. Сегодня она является основным партнером в разработке проектов дизайна интерьеров. Креативность и надежность — наиболее яркие качества Антонины. В дополнение ко всему сказанному, лично мне на работе она просто не дает «соскучиться» (смеется).
Ант. О. Мы эволюционируем, но в мастерской работа над разными объектами идет параллельно. И каждый ведет несколько объектов одновременно, при этом у нас нет четкого разделения на архитектуру и дизайн.
Ф. Е. Алексей, ты работаешь со всеми клиентами и присутствуешь на всех переговорах? Или же часть клиентов ведешь ты, другую часть — Тоня, третью — ваши сотрудники?
Ал. О. На сегодняшний день я выступаю в роли главного архитектора почти во всех проектах нашего бюро (хотя я надеюсь, что эта ситуация изменится). В каждом проекте есть ведущий специалист, с которым мы совместно плотно работаем над объектом. Как правило, на встречах с заказчиком мы присутствуем вместе.
Ф. Е. Получается, что структура вашего бизнеса ближе к вертикальной модели, во всех проектах ты являешься gap’ом. Почему ты хочешь от этого уйти, это перестало быть интересным? Или это тормозит развитие твоих коллег по мастерской?
Ал. О. Пару лет назад наш коллектив состоял из семи архитекторов, но теперь, когда мы расширились, гораздо эффективнее было бы делегировать часть полномочий. У нас есть амбициозные члены команды, которые с большим энтузиазмом берут на себя ответственность.
Ф. Е. Я понимаю, но дело в том, что мастерская «АрхОбраз» ассоциируется с тобой, как с лидером. И когда клиент ищет архитектора и смотрит объекты на вашем сайте, он рассчитывает, что его объектом будешь заниматься именно ты. Поэтому я не очень понимаю, каким образом ты будешь делегировать полномочия. Тогда тебе нужно продвигать особо талантливых ребят, чтобы их имена и достижения были так же известны широкой публике.
Ант. О. Алексей очень хочет поделиться своей славой, но заказчики действительно приходят именно к нему. Мы единомышленники, работая совместно, мы развиваемся, каждый вносит в общее дело что-то свое, но все равно это бренд Алексея Образцова, за прошедшие 15 лет мы от этого не ушли, и я думаю, что не уйдем.
Ф. Е. Интересно, что у вас коллективе женщин намного больше, чем мужчин. На сайте я увидела, что в мастерской работают только три мужчины, включая Алексея. Почему так получается, может быть, женщинами легче управлять?
Ал. О. Это, наверное, потому, что мне нравятся женщины, я — подкаблучник (смеется). А если говорить серьезно, то наш коллектив сформирован на основе высоких профессиональных качеств членов команды и на человеческой совместимости.
Ф. Е. Это нонсенс, считается, что эту профессию приватизировали мужчины, из известных архитекторов-женщин только Заха Хадид смогла получить Притцкеровскую премию, больше — никто. Но если спуститься на ступеньку ниже…
Ал. О. Мне сложно оценивать нашу скромную команду с точки зрения такой иерархии. Все наши действия основаны на стремлении создавать и реализовывать качественные индивидуальные проекты. Чтобы объяснить этот нонсенс предлагаю считать, что профессию архитектора в нашем бюро приватизировали женщины. Может быть пройдет немного времени, и ситуация на вершине мировой многоступенчатой пирамиды радикально изменится! (Смеется).
Ф. Е. Мы живем в реальном мире, в реальной стране и в конкретное время. И архитектура, как одна из составляющих нашей жизни, не может отличаться в лучшую сторону от всего, что нас окружает. Хотелось бы — но не получается.
Ал. О. Я считаю, что мы должны занимать агрессивно-созидательную позицию.
Ф. Е. Вот об этом я и хотела с тобой поговорить. Ты принадлежишь к среднему поколению архитекторов, и мне кажется, что ты очень активен во всех смыслах. Ты пытаешься вносить свой вклад в реорганизацию нашего города. Например, твой проект реконструкции Речного порта или замечательный проект Голландского квартала. Кроме того, у тебя есть прекрасные инициативы, связанные с архитектурной средой, которые объединяют твоих коллег и единомышленников.
Ал. О. Мне кажется, я реализую какую-то свою внутреннюю программу, пытаюсь поделиться тем, чего не хватало мне самому на определенных стадиях развития. Например, ежегодно, при поддержке преподавателей, я устраиваю цикл открытых лекций в архитектурной академии Днепра. Это мероприятие мы назвали «Архитектурной практикой». Инициативу поддерживают многие коллеги-архитекторы.
Ф. Е. Можешь назвать имена?
Ал. О. Всех сразу не вспомнить. Из моих ровесников — Ольга Подушкина, Сергей Филимонов, Валерий Кузнецов, Юрий Базаренко; ребята помладше — Евгений Васильев, Алексей Валентиров, «Своя Студия»… список постоянно увеличивается. В рамках деятельности Союза Архитекторов Днепропетровской области, мы с группой активистов организовываем ежегодный воркшоп или студенческий конкурс. В последние два года комплекс таких мероприятий превратился в архитектурный фестиваль, получивший название «Міста України».
Ант. О. Теперь он стал не региональным, а всеукраинским.
Ал. О. К Дню архитектора мы проводим архитектурную конференцию, собирается несколько футбольных команд, и мы играем в свое удовольствие. У нас есть переходящий деревянный Кубок архитекторов, изготовленный Сергеем Дацинько. В этом году на конференцию и турнир хотим пригласить голландских архитекторов.
Ант. О. В первый день, как правило, мы проводим футбольный турнир, а вторая половина дня либо второй день — архитектурная конференция и общение.
Ф. Е. Кто выиграл Кубок на последнем Дне архитектора?
Ал. О. Молодежь подпирает, команда «Неудержимые» из Днепра (капитан Евгений Васильев) победили.
Ф. Е. Это очень здорово, что у вас есть общее увлечение и интересы, помимо архитектуры! А что собой представляет фестиваль для студентов «Стил Фридом»? Ты являешься членом жюри?
Ал. О. Это всеукраинский конкурс. По его условиям конкурсанты разрабатывают предложения для конкретной площадки с использованием стальных конструкций. Архитекторы, чьи проекты вошли в ТОП-10, представляют их на суд публики. Жюри, состоящее из архитекторов и предпринимателей в сфере строительного бизнеса, задает спикерам вопросы и выставляет оценки за проекты. Таким образом молодые архитекторы получают опыт близкий к реальной практической деятельности.
Также я имею честь был членом жюри молодежного международного конкурса «Archivision», который организует компания Knauf. Изучить современные немецкие стройматериалы, примерить их к своим проектам — это очень полезно для молодежи. Сопутствующие конкурсу лекции и семинары, неформальное общение придают событию больший вес.
Продолжение следует…