«Успех — это понимать и ощущать, что ты приносишь пользу людям».
Н. С. — Наталия Сирота — Руководитель архитектурного бюро SINATA.
Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Е. Мы все наступали на грабли в своей работе. Например, лет 25 назад у нас был один из первых заказов на комплектацию офиса, заказали большой стол для совещаний и кресла. Мы установили итальянскую мебель, а через пару дней звонят клиенты: во время переговоров кресла начали разваливаться прямо под ними! Стали разбираться, отдали крестовины кресел в лабораторию на анализ, и выяснилось, что производители этих кресел получили бракованную партию крестовин. Наши кресла были из этой партии. Конечно, в результате нашей быстрой реакции на проблему мы сумели в очень короткий срок исправить ситуацию, и клиент это оценил . Расскажи о своих граблях, которые запомнились больше всего.
Н. С. На предыдущей работе один из руководителей в прошлом был военным. Он настолько нас вымуштровал, что теперь, наверное, это сидит внутри меня: я перепроверяю все по десять раз. Так сложилось, что нам не раз приходилось решать ситуации с «граблями», на которые наступали коллеги по цеху. В один из годов 60% наших заказов — это были проекты, в которых кто-то из коллег по цеху начинал работать, наступал на грабли, и проект переходил к нам в таком состоянии. Исправлять чужие ошибки гораздо сложнее, чем собственные, поэтому было не просто, но в итоге все проекты получились удачными.
Ф. Е. Наташа, сколько человек у тебя работает?
Н. С. Четырнадцать.
Ф. Е. И все проекты ты ведешь сама? Как у вас построена работа?
Н. С. Заказчики сначала всегда приходят ко мне — для постановки технического задания и анкетирования. Я как врач, который должен детально изучить их симптомы, проблемы и потребности. Чем лучше будут проработаны все опросные составляющие, тем точнее я поставлю диагноз и найду лучшую схему лечения. Когда задачи ясны, в работу включается команда. Наш проектный менеджер составляет детальные графики, определяет этапность работ и подбирает команду. Затем каждый, в рамках своих задач и компетенций, приступает к их выполнению. Как руководитель компании, я участвую в каждом проекте, хотя это не означает, что я всегда глубоко погружаюсь в детали каждого чертежа.
Ф. Е. Я понимаю, ты несешь ответственность за результат, поэтому должна быть в курсе.
Н. С. Конечно, ведь от результата зависит моя репутация, репутация всей компании! Для нас это очень важно!
Ф. Е. Интересно, какие качества твоего характера помогают бизнесу, а какие — мешают?
Н. С. Помогает терпимость. Я не терпима к обману и лицемерию, но ко многому другому могу отнестись толерантно — найти компромисс, объяснить, научить, переступить через негатив и пойти дальше. Я прекрасно замечаю детали и делаю выводы относительно своих будущих действий и взаимоотношений. Крайне не люблю ввязываться в конфликты. Я считаю, что умные люди должны договариваться и искать компромиссы. В свою команду я подбирала людей с аналогичными ценностями, профессиональных, неконфликтных, умных и культурных. Иногда мое терпение является недостатком, потому что люди знают, что я лишний раз не крикну, промолчу, пожалею, и этим пользуются. Правда, не долго.
Ф. Е. У тебя работает довольно большая команда, сколько проектов одновременно в состоянии вести мастерская?
Н. С. В среднем, четырнадцать-шестнадцать. Обычно они находятся на разных этапах, при четком распределении задач работа идет в спокойном режиме, без авралов. В графиках мы не пишем четкую дату окончания проекта, это невозможно; мы пишем количество дней, которое отводится на каждый этап проектирования и реализации. Ты же знаешь, процесс согласования с заказчиком может затягиваться.
Ф. Е. Какие у тебя взаимоотношения с коллегами по цеху? Чье мнение о твоих работах тебе интересно?
Н. С. Я знаю многих, но не могу сказать, что в повседневной жизни мы тесно общаемся. В поездках, когда мы куда-нибудь летим или едем, можно поговорить о личном, профессиональном, поделиться опытом. По возвращении в Украину ты погружаешься в свою работу, носишься с утра до вечера. Даже мой персонал не каждый день видит меня в офисе. Если говорить о том, чье мнение меня интересует… Это Катя Васильева, она глубокий и интересный человек. Юнаковы, Ваня и Федя, Таня Полегина. Интересно знать мнение Дроздова, Игоря Паламарчука, Оли Рябовой… Кстати, с каждым из них я познакомилась в совместных рабочих поездках, которых сейчас мне очень не хватает. Казалось бы, всего пара дней вне привычного рабочего режима, а получаешь такой колоссальный заряд энергии и вдохновения.
Ф. Е. Хорошая команда! Скажи, что для тебя успех? Если говорить о профессиональном и человеческом аспектах.
Н. С. Как профессионал, я счастлива видеть довольных клиентов, которые пишут благодарные письма после того, как они уже пожили в созданном нами пространстве. Успех — понимать, ощущать, что ты приносишь людям пользу. Мне очень этого не хватало в моей предыдущей работе.
Ф. Е. Я бы сказала, что это очень здоровый и правильный подход.
Н. С. Мы общаемся со своими клиентами не один день, и даже не один месяц. Архитектурные проекты вообще могут длиться годами. И когда мы встречаемся, обсуждаем не только профессиональные, но и человеческие проблемы. Мне везет, все мои клиенты — очень интересные личности. Для меня профессиональный успех точно заключается не в погоне за наградами. Недавно мы закончили интересный объект в Риме, люди обратились ко мне по рекомендации своих друзей, живущих в Украине. Для меня это и есть награда: хорошая репутация, а не статуэтка на полке. Естественно, хотелось бы когда-нибудь реализовать проект, в котором я получу полную творческую и финансовую свободу. Но если этого не случится, сильно расстраиваться не буду.
Ф. Е. Есть мнение, что эволюционно мужчины более, чем женщины, расположены к переменам, к усвоению информации. Пока женщина хранила домашний очаг, мужчина ходил на охоту. Считается, что профессия архитектора больше подходит мужчинам. А что ты думаешь о профессии дизайнера интерьера, важен здесь гендер или нет?
Н. С. Я думаю, нет. Важно наличие в ДНК некоего гена эстетики.
Ф. Е. Глядя на готовый интерьер, ты можешь определить, кто его создал: мужчина или женщина?
Н. С. Как правило, нет. И я считаю, что в этом и заключается настоящий профессионализм. В интерьере должен быть понятен ответ на вопрос: для кого он был создан, а не кто его создавал. Я не беру сейчас во внимание авторов с очень узкой специализацией, с собственным почерком, который узнаваем без привязки к чему бы то не было. По моим наблюдениям, в нашей стране сегодня настолько схожи подачи и финальные результаты, что зачастую нельзя определить не то что мужчина это делал или женщина, а в целом — какой студией или компаний был разработан данный проект.
Ф. Е. У тебя, наверно, есть круг партнеров, поставщиков, с которыми ты работаешь на постоянной основе. Какие качества ты ценишь в партнерах? И если ты можешь кому-то дать рекомендации, было бы интересно услышать.
Н. С. Я ценю надежность, оперативность коммуникации; мне очень важны люди, менеджеры, которые работают в этой компании, насколько они компетентны и готовы оперативно давать информацию, насколько четко и грамотно она будет сформулирована. Например, ваш салон DAVIS CASA подходит мне по всем параметрам — шикарные люди, с которыми всегда комфортно, у которых позиционирование соответствует внутреннему состоянию, все четко понятно, оперативно и без срывов. По комплектации плитки есть конкретный менеджер, с которым я буду работать всегда, куда бы он ни перешел.
Ф. Е. А строителей каждый раз дает заказчик? Или есть строительные компании, с которыми вы предпочитаете работать?
Н. С. Когда заказчик говорит: «У меня есть свои проверенные, надежные строители», это не является проблемой. Мы готовы работать и находить общий язык со всеми. Много проектов мы сделали с компанией «Шатро», с ними комфортно, и все получается хорошо. По решениям инженерных систем мне очень импонирует компания «Сахара». Они молодцы, когда у меня в работе объект высокого уровня, когда нужны какие-то инновационные решения для организации тепловых систем, грамотное построение автономных котельных, проектирование систем энергосбережения, я всегда обращаюсь к ним.
Ф. Е. Еще вопрос: в чем ты видишь развитие в будущем, свое собственное и своих ребят? Конечно, сейчас сложно говорить о поездках…
Н. С. Сложно предугадать, в чем нам придется развиваться в будущем, так как мир сейчас очень динамичен. Но сегодня мы ни дня не стоим на месте, используем последние программные разработки, в которых работают архитектурные компании с мировым именем, каждый день повышаем уровень своих профессиональных знаний и навыков. Раньше по пятницам мы устраивали в офисе «Образовательный день». Мои сотрудники сами это предложили, установили очередь, кто каждый раз готовит сладости к чаю, было очень интересно за этим наблюдать. Мы накрывали стол, обговаривали заранее, какую тему будем разбирать, что им интересно, в какой дополнительной информации они нуждаются. Я постоянно стремлюсь идти вперед, нахожу то, что используется в мировой практике, и внедряю это в нашу работу. Мы развиваемся всей командой, и синергетический эффект дает потрясающие результаты.
Насчет развития, к примеру, сейчас эскизные проекты домов или любого другого объекта мы отправляем заказчику в виде видеоролика. Это позволяет ему четко понять конечный результат, рассмотреть объект в деталях, каждый угол, и убедиться, что все будет именно так, как хочет он. Скетчи или даже 3D-визуализации не дают такого эффекта. Заказчик может не вникнуть в то, как будут стыковаться различные материалы, и другие нюансы; проектант со своей стороны, не получив правок, продолжит разработку рабочей документации, по которой будет идти строительство. Уже в процессе стройки могут потребоваться сложные и дорогостоящие корректировки.
Ф. Е. А бывают ситуации, когда вы заложили в проект какие-то материалы, сделали визуализацию, клиент посмотрел, понравилось, потом начинает считать и говорит: «Да нет, этот камень дорогой, я хочу подешевле»? В моей работе такое бывало часто.
Н. С. Бюджет мы проговариваем на старте, чтобы сразу понимать границы творческого полета. А если говорить про визуализации в 3D — это больная тема в нашей стране. Когда я проходила учебу в Милане, я была самой сумасшедшей студенткой, расспрашивала преподавателей обо всем: о структурах их компаний, способах подачей идей, участиях в тендерах и т.п. И все в один голос сказали, что они против визуализаций, что это придумали девелоперы, чтобы им было удобнее продавать свою недвижимость, и ничего общего с творчеством это не имеет. К тому же, у них это довольно дорогая услуга, не все ее заказывают. Наши заказчики избалованы, подача проекта в виде пары скетчей от руки не пройдет.
Ф. Е. Есть ли социальные проекты, в которых участвуешь ты или твоя мастерская? По профессии или, может, по зову сердца?
Н. С. Это проекты, связанные с детьми. Я убеждена, что большинство наших комплексов идут из детства, в котором ребенок не получил достаточно внимания и любви со стороны взрослых. Очень хочется видеть наших детей счастливыми, без поломанных судеб и ограниченного сознания. Для этого нужно не стоять в стороне, а по мере сил помогать им найти себя, найти правильный путь.
Несколько лет назад, планируя стратегию компании на будущий год, мы решили, что 10% от наших доходов будем направлять на помощь детям. С того момента мы придерживаемся этого решения и адресно помогаем домам малюток и детским домам. Участвуя в различных учебных программах, я стараюсь рассказывать детям о разных сферах, в которых они могут раскрыть свой потенциал, хочу помочь им быть «open mind». Школа, мне кажется, упаковывает детей в удобные для взрослых коробочки, чтобы они не выделялись из общей массы, мыслили как все, были удобными для управления. Однажды меня пригласили в частную школу, рассказать детям 1-5 классов о финансовой грамотности на примере своего бизнеса. Я придумала интересный формат для этих уроков, и он сработал. Вначале была короткая презентация, потом я задала вопрос: «Ребята, кто из вас любит складывать Лего?» Все подняли руки. Тогда я говорю: «Сегодня это просто игра, а завтра это может стать вашими проектами, подобными проектам Захи Хадид. Ваши увлечения, способности могут развиться и стать источником вашей самореализации и дохода».
На примере архитектуры и дизайна я показала, как идет процесс, по ключевым этапам. Мы с ребятами подготовили планировку комнаты, они вырезали элементы мебели, технику, декор; девочки делали дизайн идеальной, по их представлениям, комнаты для девочек, а мальчики — для мальчиков. Я сказала: «За каждый проект я заплачу по 500 гривен; при этом, если основы эргономики будут нарушены, я вас оштрафую, вы заработаете меньшую сумму. Все как в жизни». Это были реальные деньги, которыми они потом рассчитывались на школьной ярмарке.
Но знаешь, что поразило в этой истории: первоклассники выдавали такие решения, что я диву давалась; но чем старше были дети, тем более они были зажатыми, не уверенными в себе. Пятиклассники боялись создать, предложить что-то свое — вдруг кто-то осудит или высмеет. И в результате, став взрослыми, мы можем очень хорошо что-то скопировать, но слабо генерируем самостоятельные, уникальные идеи.
Ф. Е. Я поняла, дети для тебя — тема животрепещущая.
Н. С. Да, я хочу, чтобы ситуация в Украине изменилась. Я хочу, чтобы наши дети стали свободными людьми, превратились в нацию, которая открыта миру и не боится быть уникальной.
Ф. Е. Наташа, спасибо тебе за интервью, мы обсудили много вопросов, было очень интересно.