Наталия Олексиенко о том, что такое эволюционная архитектура, об объектах, которые помогают заказчику мотивировать и развивать себя.
Н. О. — Наталия Олексиенко — Руководитель архитектурной мастерской «Эволюционная Архитектура».
Ф. Е. — Фаина Еренбург — Арт-директор бренда DAVIS CASA.
Ф. Е. В последнее время ты много говоришь о, так называемой, дополненной реальности. Что дает этот инструмент заказчику в процессе проектирования?
Н. О. Эволюционная архитектура использует новые разработки в сфере IT-технологий, это дает нам много новых возможностей. Это один из инструментов для того, чтобы наш заказчик еще теснее мог соприкоснуться с реальностью, которая его ожидает.
Ф. Е. Существует множество способов визуализации, но что дает конкретно «дополненная реальность»?
Н. О. Мы можем увидеть все буквально у себя на ладони, но это отличается от виртуальной реальности. Физически мы остаемся в обычной обстановке, но имея в руках телефон, мы можем походить по планам нашей квартире, увидеть все в объеме. Я не могу сказать, что это дает полный доступ к реальности, но что нам нужно в работе с заказчиком: чтобы из своего привычного состояния он посмотрел под другим углом на те вещи, которые мы предлагаем. Дополненная реальность меняет угол зрения. И этот новый взгляд, под другим углом – это наша технология и новое направление в нашей работе, помимо архитектурного проектирования, дизайна интерьеров, предметного и ландшафтного дизайна, которыми мы занимаемся. У нас есть ряд проектов, которые относятся к этому направлению. Первый из них — платформа Urban Tech Ukraine. Стенды, которые мы делаем, наши акции на выставках, привлекают множество людей, их увлекает идея посмотреть на вещи под другим углом.
Ф. Е. Это интересная тема, потому что человек всегда идет по пути наименьшего сопротивления (так устроен наш мозг), следует динамическому стереотипу. Вы пытаетесь внедрить инструмент «дополнительной реальности» как технологию, хотите повлиять на ощущения человека, чтобы он изменил свой взгляд на что-либо? У меня это во многом ассоциируется с современным искусством. Оно может нравится или нет, но это интересный и полезный опыт. Будет интересно встретиться с тобой спустя какое-то время, чтобы узнать, куда вас привело это направление.
Немного отойдем от философии, поговорим о социальных аспектах. Вы оформлены как юридическое лицо или как частный предприниматель?
Н. О. И то, и другое. Я являюсь членом Союза художников Украины с 1995 года, а также членом Союза архитекторов Украины с 2009 года. На самом деле не так уж просто добиться того, чтобы профессиональное сообщество воспринимало тебя всерьез. СПД был оформлен в 2001 году, потом в 2005 году, после переименования, мы стали ООН. О.
Ф. Е. Юридическое оформление повышает ответственность в твоей деятельности?
Н. О. Ответственность касается, скорее, получения всех лицензий. Но я всегда трижды подумаю, прежде чем подкладывать свои лицензии под объекты, потому земля в Украине не продается, а оформить землеотвод в соответствии со всеми требованиями является большой проблемой. Я считаю, что архитектурную деятельность нужно оформлять, потому что это большая ответственность. За каждым словом в рабочей документации, за каждым шагом стоят фундаментальные знания и целый пакет документов. Меня удивляет, что современные выпускники этого не понимают, почему-то в учебных заведениях не акцентируют внимание на том, что профессия архитектора — это огромная ответственность, в том числе, и за человеческие жизни.
Ф. Е. Что для тебя есть успех? Каждый понимает его по-разному.
Н. О. Успех включает много составляющих. Это и признание, но признание, по моему мнению, должно выражаться в новых возможностях. То есть успех — это возможность создавать то, что ты хочешь, с минимумом ограничений.
Ф. Е. Как воспринимают вашу мастерскую коллеги, партнеры с которыми вы работаете на объектах? С вами легко? Или, может, возникали какие-то конфликты, недопонимание? Может быть, вы слишком строги или очень требовательны?
Н. О. К нам приходят клиенты, которые нас искали, следили за нашими работами и уже хотят иметь с нами дело, это не случайные люди. Это осознанный выбор, получается, что это наши единомышленники. По поводу смежников, я никогда не ругаюсь на объекте, хотя при необходимости я мертвого могу поднять, чтобы он сделал то, что нужно. Не знаю, сколько у меня единомышленников среди архитекторов… единственное, за чем я слежу, это за публикациями в специализированных изданиях, беру эту информацию к сведению.
Ф. Е. Ты увлеклась созданием небольших фильмов о своих объектах. Почему именно кино, и какова твоя роль: ты сценарист, режиссер или все вместе?
Н. О. Это авторское кино, где я могу быть и режиссером, и сценаристом, и директором картины. В процесс вовлечено какое-то количество людей, это очень интересное совместное творчество. Архитектура – безгранична, и лучше, чем кинематограф, это ничто не передаст. Когда я поняла, что я хочу заниматься объемным творчеством, не только дизайном, но и архитектурой, в одном из учебников, который мне попался, было написано, что первым произведением кинематографа в истории человечества был Парфенон. Это меня поразило и стало толчком для творчества на все времена. Кино — для меня это способ популяризации новых идей в архитектуре.
Ф. Е. В твоих мини-фильмах есть сюжет, герои, драматургия. Как это происходит, ты отправляешься на место без готового сюжета или заранее продумываешь все до мелочей?
Н. О. Я имею общую идею фильма, но все детали обычно складываются в целое уже на месте. Мне нравится утопическая теория Пифагора о том, что наша Вселенная — это огромный монохорд, и как человек с ней взаимодействует, так она и звучит. Наш последний объект предметного дизайна светильники L-lights как раз посвящен этой идее — что ты создаешь нечто, что является одним из молоточков этого монохорда.
Ф. Е. Ты человек, со своими привычками, характером, увлечениями. Как это отражается на бизнесе, на отношениях с коллегами?
Н. О. Безусловно, я люблю, чтобы все было включено и работало. Мне нравится взаимодействие, созидание, когда мир преобразуется. Мне нравится, когда механизм запущен. Я не люблю поверхностное общение. У меня есть привычка, чисто женская: я все пытаюсь куда-то или к чему-то применить. Если чего-то больше, чем два, я считаю, что это уже некая система. Но иногда это не срабатывает и приводит только к потере времени.
Ф. Е. Сколько объектов одновременно может вести мастерская?
Н. О. Около 10 объектов на разных стадиях, плюс наше пятое направление — «взгляд под другим углом». Я вовлечена в работу над каждым проектом, я не могу их кому-то отдать, это невозможно. Я не ощущаю размеры объекта как преграду, для меня нет разницы между маленьким и большим.
Ф. Е. Какой самый большой объект, который ты делала?
Н. О. Это был целый городок на 9 гектаров.
Ф. Е. Кем из партнеров по интерьерному рынку ты довольна? Кого ты могла бы порекомендовать своим коллегам или заказчикам?
Н. О. Для меня, как гиперответственного человека, надежность и ответственный подход являются ключевыми факторами. Но при этом наши партнеры должны представлять лучшее из лучшего, новейшее из нового, обеспечивая исключительное качество. Если говорить о мебели и предметах интерьера, то это, безусловно, бренд Davis Casa, если о сантехнике и плитке — «Империя Дизайна». Затрагивая тему света, не могу не упомянуть Галерею гаражного дизайна «Тіні та відтинки». Если хотите сделать «умный дом» — обращайтесь в Power Project, отопление — в Innovation Hitting Technology. Кухни отмечу отдельно, всем итальянским брендам я предпочитаю bulthaup. По декоративной отделке мы работаем с компанией «Фактура UA».
Ф. Е. В чем ты видишь развитие для себя лично и для своих сотрудников?
Н. О. Мне хочется, это моя мечта и цель, чтобы архитектура и проектировщики, ее создатели, оказались востребованными, чтобы их работу ценили. К сожалению, сейчас это не так… Без традиционного мегапрофессионала, несмотря на все компьютерное обеспечение, ничего действительно хорошего не получится. На сегодняшний день высокий статус этой профессии нивелировался, никто из работающих в этой сфере, не ощущает собственной ценности. Я стремлюсь сделать все для того, чтобы у каждого моего сотрудника была уверенность, что наша профессия — элитная, причем не только на материальном уровне.
Ф. Е. И последний вопрос, есть ли какие-нибудь социальные проекты, которые тебе интересны?
Н. О. Я считаю очень важным развитие интереса к архитектуре у детей. В прошлом году наша мастерская организовала новогодний праздник для детей на архитектурную тематику, также я принимала участие в мастер-классах, которые проводятся в детской архитектурной студии Архикидс — это колоссальный опыт. Мне хочется донести до людей идею архитектуры, как величайшего инструмента в создании будущего.
Ф. Е. Спасибо большое, Наташа, за интересное интервью.