T (044) 235 94 95
Поиск
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Filter by Categories
Блог
11.02.2018
Рынок жил. Рынок жив. Рынок будет жить?

Размышления на тему перспектив развития украинского интерьерного рынка. С надеждой на выход из кризиса.

Компания, в которой я работаю, занимается интерьерным бизнесом уже 23 года, комплектует частные и общественные интерьеры мебелью и предметами интерьера. Благодаря этому я имею прекрасную возможность наблюдать, анализировать, ставить вопросы, пытаться осмыслить то, что происходит в этой области. И делать прогнозы: иногда позитивные, а иногда… как получается.

Я помню «лихие девяностые», мы как раз тогда начинали. Это было забавное время. Никто ничего не знал и ни в чем не разбирался. И продавцы, и покупатели, выросшие в эпоху советского дефицита и не имеющие никакого представления о том, что происходит в мире интерьерного дизайна, готовы были и продавать, и покупать любую красоту, лишь бы она отличалась от «красоты» советского периода. Большинство ориентировалось на собственный вкус. Хотелось, чтоб было шикарно и «по-богатому»: побольше вензелей, побольше лака и чтоб позолота поблескивала (ну красиво же!). Кстати, на этом некоторые итальянские фабрики сделали неплохие деньги, открывая специальные цеха, которые работали только на страны бывшего Союза. Они производили весь этот треш, обклеенный мебельной бумагой и пластиковым декором и залакированный до зеркального блеска.

Были на зарождающемся рынке и другие игроки, которые пытались понять тренды и брендинг. Правда, слов таких мы все тогда не знали, но чувствовали: что-то в этом есть правильное. Те, кто хотел, учились быстро — и продавцы, и покупатели. В итоге уже в конце 1990-х на рынке появились первые высокие бренды: B&B Italia, Giorgetti, Ligne Roset, Rolf Benz, bulthaup. Интерьерные лидеры заходили на рынок не торопясь, с опаской: рынок вроде бы и растущий, но понимание продукта было у очень узкой прослойки. Практически невозможно было объяснить клиенту с деньгами, но без бэкграунда, а таких тогда было большинство, почему с виду никакая кровать дизайна Антонио Читтерио стоит как однокомнатная квартира в спальном микрорайоне. А так это и было.

Мебельный брендинг вообще дело тонкое, неспециалисту разобраться сложно. Другое дело Mercedes-Benz, Audi, Chanel, Dolce & Gabbana, Rolex. Обладать изделиями этих брендов было престижно и круто. Здесь ничего не нужно было объяснять: Rolex — он и в Африке Rolex. На интерьерном рынке все было иначе. Рынок нужно было формировать и просвещать, брендировать уже давно известные на Западе марки на новой для них территории. Но что удивительно, на этом зарождающемся и иногда еще не очень профессиональном рынке купить мебель в интерьерном салоне было делом естественным. Прийти, пощупать, посидеть, получить информацию, может, даже после этого съездить за границу и убедиться, что там это тоже покупают, а потом все-таки прийти в салон и заказать. Поторговаться, конечно, но купить в салоне, а не у «девочки», которая сидит в комнате с двумя десятками каталогов.

Купить в магазине было правильным делом, у «девочки» в «подвале» — ну так себе (ненадежно, непрестижно, как будто нет средств купить в красивом салоне). И эта ситуация развивала рынок. Открывались новые магазины, на рынке появлялись новые бренды, росла конкуренция. Владельцы интерьерных салонов вкладывали деньги в развитие бизнеса, старались удивить новинками и интерьером пространства, обучали персонал у западных партнеров, работали над улучшением сервиса. А сервис в интерьерном бизнесе довольно непростая штука. Интерьерный бизнес — это скорее сервисно-товарный бизнес, а не просто товарный. Да, в итоге мы все покупаем товар: диваны, кровати, двери, гардеробные, ковры, кухни и светильники. Но… Только малая толика всего этого покупается прямо из магазина, большую часть необходимо заказывать у производителей, а до того эти предметы нужно «прописать на бумаге»: спроектировать, специфицировать, выбрать отделки и сделать еще много-много разной работы, чтобы заказ превратился в товар. От качества этой сервисной части во многом зависит конечный результат. Что удивительно, тогда, при незрелом рынке, покупатели это понимали лучше, чем сегодня. И это понимание тоже развивало рынок, давало ему возможность расти, расширять предложение, развивать сервис, улучшать качество представления продукта. Когда на рынке востребован хороший, качественный сервис, он неизбежно там появляется и живет. Пока он нужен, пока за него готовы платить. Не переплачивать, а платить.

Ситуация начала меняться во время кризиса 2008 года. Многие интерьерные салоны не справлялись с кризисом, закрывались. Расцвели «подвалы» — те самые комнаты в офисных центрах, где сидят девочки или мальчики с каталогами, готовые все продать за любые минимальные деньги. В таких «подвалах» засели бывшие сотрудники разорившихся компаний. Чем брать клиента, не имея ничего, кроме небольшого офиса с кипой каталогов? Конечно, ценой! Основная идея таких бизнесов заключалась в минимальных ценах при минимальных вложениях. Схема очень простая: сначала клиент идет в салон, где с ним работают, а когда спецификация готова, он «объявляет тендер», идет в «подвал» и покупает там за более низкую цену. Клиент доволен, «подвал» доволен, ну а то, что оказанный сервис — помощь в выборе, проектирование, специфицирование и т. д. — остался неоплаченным, для него неважно. Ничего личного, только бизнес. Не говорим сейчас о моральной стороне этого вопроса, не это тема моих размышлений.

Что сегодня? По сравнению с кризисом 2008 года ситуация только усугубилась. Идея вложить в бизнес по минимуму и дать самую низкую цену набирает обороты. Это понятно и объяснимо: рынок упал, денег стало меньше, все хотят покупать дешево. Качество и надежность нынче не в приоритете, важна только цена. Так всегда бывает на бедных рынках, и в Украине сегодня все именно так.

К чему это может привести? Да очень просто: если отказываться платить за качественный сервис, он с рынка просто исчезнет. Это закон жанра. Похоже, снова вернемся в начало 1990-х, когда для того, чтобы посмотреть на дизайнерскую мебель или предметы интерьера, нужно было ехать за границу. Тогда этого еще не было в Украине, а сейчас может не стать, потому что клиент за это не хочет платить. Ну, или не может.

Сгущаю краски и несколько утрирую? Возможно. И все-таки надеюсь… Надеюсь, что, пройдя через испытания низкой ценой, плохим сервисом, высокими рисками не получить товар или получить не то, что заказано, на украинском интерьерном рынке снова возникнет желание установить нормальные отношения между покупателем и продавцом, понимание, что за качественный сервис нужно платить. Не переплачивать, но платить.

 

Связь с нами




работаем над объектами

по всей Украине

салон davis casa

г. Киев, ул. Владимирская, 38 тел.: (044) 235 94 95, 494 27 22, 235 55 02, (050) 481 05 89, (050) 452 44 25

daviscasa.kiev@gmail.com
салон davis casa

г. Днепр, пр. А . Поля, 72 тел.: (0562) 36 10 04, (050) 362 69 40, (050) 481 83 93

s-studio@davis.com.ua