T (044) 235 94 95
Поиск
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Filter by Categories
Блог
12.05.2018
О феномене украинского дизайна

Революция Достоинства в феврале 2014 года всколыхнула неимоверный всплеск интереса и любви ко всему украинскому внутри страны. Дизайн не исключение.

В интернете, на страницах социальных сетей, об этом много пишут, предметы украинских дизайнеров презентуются в различных творческих пространствах, на выставках и в галереях. За прошедший год, по меньшей мере, три украинских дизайнера получили престижную премию Red Dot — Павел Ветров, Валерий и Екатерина Кузнецовы, Екатерина Соколова, группа украинских дизайнеров выставляли свои предметы на выставке в Вероне. Находясь внутри этого «бурления», может сложиться впечатление, что украинский дизайн появился как «категория», выражаясь языком маркетинга. Но это не так. Украинского дизайна по-прежнему нет, но это абсолютно не значит, что нет талантливых украинских дизайнеров. А что нужно, чтобы феномен украинского дизайна получился? Ведь есть же категория «итальянский дизайн», «скандинавский дизайн». Что же не хватает в нашем супе (или борще)?

Немного истории. Итальянский дизайн. У итальянского дизайна особенная репутация во всем мире. Особенная, независимо от того, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели и предметах интерьера. Что же такого исключительного в итальянском дизайне? Почему Италия, ничем до Второй Мировой войны не выделяющаяся в смысле дизайна, стала страной узнаваемого стиля?

Бедная, послевоенная Италия, одной из первых стран осознала, что необходимо обеспечить истосковавшихся по красоте и комфорту людей всем необходимым. Тогда все силы были сосредоточены на развитии промышленности страны. Именно в период послевоенного восстановления Италии и зародилось понятие «итальянский дизайн», которое в последствии стало брендом. И уже в 50-х годах вся Европа и Америка ходила в итальянских костюмах и пила кофе из итальянских кофеварок от Джо Понти. В середине 60-х годов организаторы знаменитой выставки I SALONI для поддержки и продвижения наиболее передовых производителей, делающих дизайнерских продукт, приняли решение выделить под новое направление целый сектор, практически, бесплатно. Количество участников этого дизайнерского сектора было несоизмеримо меньшим по сравнению с количеством  остальных компаний. Но во всем мире с этого момента заговорили об итальянском дизайне.

Газеты пестрели заголовками: «Итальянским дизайнерам оказалось недостаточно вырваться из объятий прошлого. Минуя настоящее, они прыгнули сразу в будущее», «Итальянские дизайнеры создают не просто мебель, они смотрят глубже, проникая в самую суть и характер вещей», «Итальянцы бросают вызов всему миру. Их мебель удивляет, может даже раздражает, но не оставляет равнодушным».

Одной из главных причин успеха итальянского дизайна было то, что производители в основной своей массе сделали ставку на дизайнеров и дали им свободу действий. Невиданные ранее формы, необычные материалы и технологии – на это не осмеливались фабриканты других стран.

Итак, если суммировать причины зарождения итальянского дизайна:

— социальный аспект: удовлетворение потребности людей в эстетике и комфорте в нищей послевоенной Италии;

— экономический аспект: все силы были брошены на восстановление промышленности;

— профессиональный аспект: производители сделали ставку на дизайнеров и дали им полную свободу.

Скандинавский дизайн. Совсем другая история. Феномен скандинавского дизайна, в отличие от итальянского, затрагивает прежде всего сферу быта и менее всего моду, автомобили и сферу высоких технологий, говоря о скандинавском дизайне мы имеем в виду интерьер (офисный в том числе), мебель, посуду и прочее. Скандинавский дизайн пришел из дома, дома он и живет. Корни скандинавского дизайна, конечно, растут из финской почвы.

Финские дизайнеры и архитекторы Ээро Сааринен и Алвар Аалто внесли свой неоценимый вклад в сегодняшнюю эстетику предметно-пространственной среды. Скандинавское отношение к предметной среде особенное и именно оно создало лицо скандинавского дизайна. Чистота линий, бережное отношение к материалу, бескомпромиссная функциональность, пристальное внимание к цвету и фактуре поверхности – это то, на чем базируется слава скандинавского дизайна.

Географическое положение и, как следствие, суровые климатические условия, скудная красота северной природы легли в основу визуального ряда скандинавского дизайна: лаконичность, простота формы и конструкции, любовь к дереву, стремление подчеркнуть его теплоту, выявить природу. Честное уважительное отношение к металлу, стеклу, предпочтение белого всем остальным цветам (совпадает с физической природной белизной). Почти молитвенное почитание пустого пространства (чистая пустота как высшее совершенство), свет, как конструктивный материал, выстраивает пространство на равных правах с бетоном и деревом, свет на севере – большая ценность.

Подытожим. Уникальная для Европы северная красота скандинавской природы плюс традиционные скандинавские ремесла и историческое бережное отношение к окружающей среде, легли в основу уникального скандинавского дизайна.

Если метафорически обозначить каждую из категорий (итальянский дизайн и скандинавский дизайн) одним словом, итальянский дизайн – это красота, скандинавский дизайн —  чистота. Есть ли сегодня условия в Украине для того, чтобы мог появиться украинский дизайн как категория? Социальные, экономические, профессиональные, как в Италии, или уникальные природные и этнографические, как в скандинавских странах? К сожалению, я пока не вижу. Есть сильный национальный дух, есть желание удивить и сделать что-то особенное и отличное от всего остального (согласуется с моим представлением о культурном коде дизайна в Украине) — это уникальная составляющая, но… это, пожалуй, все. Нет даже намека на экономический аспект — бурное развитие экономического потенциала, внедрение современных и развитие новых технологий. Профессиональный аспект тоже сильно хромает — национальный производитель в основной своей массе (исключения есть, но их немного) не нацелен на создание собственного уникального продукта совместно с дизайнерами. Гораздо проще и дешевле «не париться», взять какой-нибудь итальянский продукт и сделать его визуальную копию (качество и комфорт – как можем) и ура, у нас тоже красиво и главное, дешевле, чем у итальянцев. Мое посещение выставки KIF в этом году подтвердило опасения в этом вопросе (опять же за редким исключением). Для развития Украины в вопросе дизайна по скандинавскому пути у нас вообще нет никаких предпосылок. Да, у нас есть уникальный природный потенциал – наши черноземы, и есть традиционное для Украины земледелие, и это может выстрелить (если к этому много чего добавить), но это никак не касается дизайна. Это другая история.

Что нам остается? Да ничего страшного, не грустим и не печалимся! А кто сказал, или почему мы собственно решили, что Украинский дизайн должен появиться как категория? Есть три самобытные национальные дизайнерские школы: итальянская – красота, германская — функционализм, скандинавская – чистота. Других национальных школ столь же самобытных и ярких просто не существует. Конечно, дизайн есть и в других странах, везде есть талантливые дизайнеры, но это интернациональное явление. Например, США – крупнейшая передовая экономика, конечно, там есть дизайн и иногда очень неплохой, но никакого американского дизайна как категории  нет. Вот и в Украине дизайн должен появиться как интернациональное явление. Для этого как раз есть все предпосылки – есть талантливые украинские дизайнеры с яркими идеями (немного, но есть), есть отдельные производства, на которых хотят делать свой уникальный дизайнерский продукт, а не «сдирать», как остальные (пусть немного, но есть) — они будут развивать и культуру производства и догонять технологии и внедрять новые. И сильный национальный дух (уникальное явление, появившееся после Майдана) здесь нам в помощь. Это может сильно ускорить процесс появления собственного дизайнерского продукта, который может вполне выйти на глобальный рынок – его будет немного, но он будет. И в интернациональных командах дизайнеров, работающих на ведущие итальянские (и не итальянские) фабрики по производству различных предметов для жизни точно появятся украинцы. Абсолютно не сомневаюсь. Но для этого нужно много, много, много чего сделать.

Сможем?

Связь с нами




работаем над объектами

по всей Украине

салон davis casa

г. Киев, ул. Владимирская, 38 тел.: (044) 235 94 95, 494 27 22, 235 55 02, (050) 481 05 89, (050) 452 44 25

daviscasa.kiev@gmail.com
салон davis casa

г. Днепр, пр. А . Поля, 72 тел.: (0562) 36 10 04, (050) 362 69 40, (050) 481 83 93

s-studio@davis.com.ua