T (044) 235 94 95
Поиск
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Filter by Categories
Блог
07.07.2018
Коллекционный дизайн. Украина. Фантазии

Существует множество причин, по которым люди становятся коллекционерами. Для одних собирательство – это способ вложения денег, для других – страсть, для третьих способ социального самоутверждения, у четвертых, пятых, шестых и т. д. существуют иные причины.

Коллекционировать можно все что угодно, все, к чему лежит душа. Если прислушаться к себе, то, наверное, каждый из нас мог бы найти свой предмет коллекционирования. Я прислушалась и поняла, что хочу коллекционировать дизайн, но не промышленный, а относящийся к направлению дизайн-арт. Я обожаю предметы коллекционного дизайна и очень хочу иметь свою коллекцию. А еще я надеюсь, что в моем собрании могут появиться предметы украинского авторства. Мечтаю об этом. Даже не так: я бы хотела, чтобы эти предметы стали изюминкой моей коллекции. Ведь есть же в Украине, к примеру, современное искусство, есть творцы с мировым именем, чьи работы покупают музеи по всему миру. Аукционные дома Sotheby’s и Phillips успешно продают украинское современное искусство. Много работ украинских авторов есть в частных коллекциях собирателей искусства в разных странах мира, в том числе и в собраниях украинских коллекционеров. А что с коллекционным дизайном? Да, ничего. Ничего.

Во всем мире современное искусство и коллекционный дизайн уже давно вступили в негласную конкуренцию – борьба идет за внимание, за кошельки коллекционеров, за статус и престиж. Предметы коллекционного дизайна, оригинальные и необычные, выпущенные ограниченным тиражом, завоевывают новые территории, которые раньше принадлежали только искусству. Это происходит потому, что коллекционный дизайн по своим художественным качествам уже давно сравнялся с искусством. А у нас – тишина, у нас – ничего. Почему? Неужели моя мечта – бесплодная фантазия? Попробуем разобраться. Но сперва немного истории.

Родоначальником коллекционного дизайна считается шотландский архитектор Чарльз Рени Макинтош. Школа искусств в Глазго, основанная им в 1897 году, стала местом сближения мастерства ремесленников краснодеревщиков с творчеством дизайнеров и декораторов. В 1903 году на сцену коллекционного дизайна вышел Йозеф Хоффман, законодатель моды и вкуса в довоенной Европе. «Венские мастерские» совместно с Хоффманом  производили уникальные предметы мебели и посуды, имеющие не менее уникальные цены на них. «Если мы не можем работать для всех, давайте работать для тех, кто может себе это позволить», – формулировал задачу мастерской Хоффман. В 1915 году под влиянием Казимира Малевича и Пита Мондриана цвет и узор становятся неотъемлемыми частями современного дизайна, прорыв в котором осуществляют звезды Баухауса.

Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан, Пьер Жаннере, Алвар Аалто, Карло Моллино, Джо Коломбо проектировали предметы мебели с использованием актуальных материалов, а именно: металла, искусственного мрамора, ДСП, кожи и кожзаменителя. Не всегда идеи совпадали с возможностями тогдашней промышленности, к примеру, Карло Моллино довел технологию сгибания фанеры до уровня искусства, всякий раз производя предметы мебели в единственном экземпляре, финский архитектор Алвар Аалто экспериментировал с прессованной ДСП. Вторая мировая война остановила все творческие процессы.

После войны промышленность, а с ней и дизайн вышли на новый качественный уровень. Стал активно развиваться и укреплять свои позиции промышленный дизайн. Одно время даже казалось, что возврата к коллекционному дизайну уже не будет. Но… По яркости творческих решений промышленный дизайн часто уступал коллекционному, и, начиная с 1970 года, запустился активный процесс появления предметов коллекционного дизайна на фоне уже развитого промышленного дизайна.

Фактически можно выделить два этапа развития коллекционного дизайна. Первый характеризовался соединением мастерства ремесленников и идей дизайнеров – этап, предшествовавший развитию промышленного дизайна. Для второго этапа свойственно желание дизайнеров большей творческой свободы и независимости от промышленных технологий и больших финансовых вложений – этап постпромышленного дизайна.

Что характерно для коллекционного дизайна сегодня? Это предметы, которые могут служить по своему прямому назначению, но вместе с тем несут в себе большую художественную и культурную нагрузку. Освободившись от необходимости думать о промышленном выпуске своих изделий, дизайнеры начали использовать в работе новый подход, допускающий полную творческую свободу. Рон Арад, Том Диксон, Мартин Баас отказались от массового производства в пользу изделий, создаваемых в одном экземпляре или ограниченным тиражом.

При индивидуальной работе материалы обходятся зачастую дешевле, чем если бы их производили промышленным способом. Самовыражаясь,  дизайнер лишен обязательств сделать предмет, который будет иметь конкурентную цену, массово хорошо продаваться и быть удобным для всех. Создание предмета коллекционного дизайна – это своего рода профессиональный вызов. Коллекционный дизайн сегодня – возврат к искусству и ремеслу, а также синтез ручного труда и современных технологий. Имена дизайнеров, работающих в направлениях промышленного и коллекционного дизайна, редко совпадают – разные подходы к «деланию».

Кто является покупателем и заказчиком коллекционного дизайна и каким тиражом выпускают предметы? Заказчиками и идейными вдохновителями являются галеристы, которые продают коллекционный дизайн. Покупателями – коллекционеры искусства и дизайна и просто обеспеченные люди, которые хотят иметь в своем интерьере нестандартные предметы. Тираж таких объектов – от одного до 12, не больше. Также существует практика спецзаказа под конкретное пространство.

Вот, пожалуй, и все, что нам нужно знать на сегодняшний момент о коллекционном дизайне, для того чтобы понять, как скоро он может появиться в Украине. Итак, что у нас есть, а чего у нас нет. Есть дизайнеры с отличной культурной и художественной базой, которые, кстати, гораздо ближе к коллекционному «деланию», чем к промышленному (ну нет у нас промышленного дизайна!). Есть неплохие ремесленные мастерские, в которых люди знают толк в работе с деревом, металлом (Внимание! Я не пишу, что это типичное для Украины явление, но отдельные мастерские у нас есть). Есть галереи, продающие современное искусство и пытающиеся последнее время выставлять предметы дизайна. Есть коллекционеры современного искусства, и единицы из них, насколько мне известно, даже пытаются покупать предметы коллекционного дизайна еще первого допромышленного периода. Есть и спецзаказы на особенные предметы в интерьере, что, правда, касается, в основном, общественных интерьеров. Многое есть. Так в чем же проблема?

Очень узкий рынок для таких предметов. Нет галеристов-профессионалов именно в области дизайна, которые и могли бы стать вдохновителями для создания украинских коллекций. Нет профессиональной среды для коллекционного дизайна – его нельзя ни увидеть, ни купить нигде в Украине.

В общем, если укрепить цепочку «дизайнер – профессиональный галерист – коллекционер» во всех ее звеньях, то дело может сдвинуться с мертвой точки. А цена? Ну, не так уж и дорого это может стоить в Украине. И потом, предлагаю еще раз вспомнить цитату Йозефа Хоффмана и ориентироваться на тех, кто может себе это позволить. Другое дело – продвижение украинского коллекционного дизайна на западные рынки. Но это уже тема для другой статьи.

Ну что, может, я и не такая уж фантазерка.

Связь с нами




работаем над объектами

по всей Украине

салон davis casa

г. Киев, ул. Владимирская, 38 тел.: (044) 235 94 95, 494 27 22, 235 55 02, (050) 481 05 89, (050) 452 44 25

daviscasa.kiev@gmail.com
салон davis casa

г. Днепр, пр. А . Поля, 72 тел.: (0562) 36 10 04, (050) 362 69 40, (050) 481 83 93

s-studio@davis.com.ua